За раздел «Дети и взрослые». Цели обучения:
8.1.1.1- понимать термины.
8.1.4.1 - составлять сложный цитатный план.
8.1.4- оформлять план в соответствии с грамматическими правилами.
8.1.4.4 - писать эссе на заданную тему в соответствии с требованиями.
Критерий оценивания. Обучающийся умеет:
- Объяснять значения терминов «прототип», «автобиографизм».
- определяет прототип художественного персонажа и дает письменный ответ на вопрос в соответствии с грамматическими правилами.
- оформляет план в соответствии с грамматическими правилами.
- пишет эссе на заданную тему в соответствии с требованиями.
Время выполнения 40 минут.
Задание 1. Объясните значения терминов «прототип», «автобиографизм». Дайте письменный ответ, кто стал прототипом учителя в рассказе В. Распутина «Уроки французского»?
Дайте письменный ответ, есть ли элементы автобиографизма в рассказе «Фотография, на которой меня нет» В. Астафьева?
Задание 2. Составьте сложный цитатный план сочинения по теме «Что такое доброта?» (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»?), оформляя план в соответствии с грамматическими правилами.
Задание 3. Напиши эссе объемом 110-140 слов “Образ учителя в произведениях В. Г. Распутина и Ч. Т. Айтматова”.
Король жил в уверенности, что он повелевает всем вокруг, в том числе и светилами на небе. Его любимое занятие – сидеть на троне и повелевать, отдавая приказы.
Честолюбец хотел постоянных аплодисментов в свой адрес и требовал, чтобы его признали самым красивым и умным, хотя он был на планете один.
Пьяница проводил жизнь в беспробудном пьянстве. Он делал это, чтобы заглушить совесть и стыд за то, что он пьяница.
Деловой человек вёл подсчёт звёзд и был уверен, что владеет ими. Его основная цель – приобретение в свою собственность всё новых и новых светил.
Фонарщик оказался рабом заключённого договора и вынужден был каждую минуту зажигать и гасить фонарь. Его верность взятому обязательству вызвала уважение у Маленького принца, но явный абсурд обстоятельств заставил оставить планету.
Географ вёл записи о всех рассказанных ему странствиях, но сам никогда никуда не путешествовал, оставаясь на месте.
Лишь на Земле герой встретил человека-друга (Лётчика), а также других обитателей: змею и мудрого Лиса, научившего его жизненным истинам, главная из которых: “Мы всегда в ответе за тех, кого приручили”. Только приняв её, человек разомкнуть круг своего одиночества и развеять мудрость змеи о неизбежной участи стать одиноким странником в этом мире.
Вот портрет Антонио Сальери, который нам оставили его друзья: «радушный, жизнерадостный. Остроумный, неисчерпаемый в анекдотах. Славный, изящный человечек (Сальери был маленького роста) с огненно сверкающими глазами. Всегда мил и опрятен, живого темперамента» . Когда умер Глюк, Сальери взял на себя заботу о детях своего учителя.
Как же случилось, что именно этот человек был объявлен после своей смерти интриганом, злым завистником? Убийцей, наконец? !
А между тем, никто и никогда не замечал в нем зависти. Да и могла ли она возникнуть у него к Моцарту? У преуспевающего Сальери была такая слава, о которой Моцарт и не мечтал. Грудь Сальери украшали и золотая императорская медаль, и французский орден. Ему не в тягость было собратьям по профессии. Кстати, именно Сальери Моцарту возобновить в 1779 году постановку «Свадьбы Фигаро» , получить новые заказы. Были ли у него хоть какие-нибудь основания завидовать человеку, который жил в жестокой нужде, не имея ничего?