Задание 1. Прочитайте стихотворение. Сделайте лингвостилистический анализ по данной схеме. Слепой
Анатолий Белоногов
Идя в утробе перехода,
Я, вдруг, заметил на полу,
У ног идущего народа,
Слепца, сидящего в углу.
На хлеб подать, кто, сколько может,
В записке он просил людей,
Но не спешили пешеходы
Расстаться с мелочью своей.
И, вдруг, у «паперти» слепого
Застыли детские шаги.
Мальчонка, не сказав ни слова,
Сорвал записку на груди.
Нарисовав в углу рисунок,
Он прикрепил её назад,
Последний рубль в коробку сунув,
Ушёл, ни слова не сказав.
И, как в кино, в одно мгновение,
Пустую банку старика
Наполнила, творя знамение,
На свет идущая толпа.
Но вновь раздался детский голос,
Спросивший деда – "Как дела?"
А тот не мог сказать ни слова,
Слеза душила старика.
Он ребёнку в уши,
- Тебя наверно Бог послал?
А тот ответил, улыбнувшись,
- Ну, что ты, дедушка, я сам.
- А что добавил ты в записке?
- Да, солнце, маму и себя.
Ты здесь живёшь, я знаю, близко,
Пойдём, я провожу тебя.
Они ушли. Вокруг смеркалось.
Погас для зрячих белый свет,
А мне, вдруг, ясно показалось,
Что не старик, а мир ослеп.
Мальчишка, в пику всем прохожим,
За просто так тому,
Кто сам, как все, идти не может,
И вместо солнца видит тьму.
Чужого горя не бывает,
Сегодня - я, а завтра - ты,
И только дети понимают,
Нельзя нам жить без доброты.
5.12.2015
1. Внимательно и с выражением прочитайте стихотворение.
2. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:
1) сколько предложений входит в него;
2) каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
3) каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?
3. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты.)
4. Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую).
5.Обратите внимание на повторы:
– синтаксический параллелизм;
– лексические и корневые повторы;
– повторы союзов;
– анафорические и эпифорические повторы.
Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?
6. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:
1) в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.);
2) к какому разряду лексики они принадлежат:
– по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);
– по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);
– по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);
3) какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
7. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:
1) выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т.д.), определите их роль в данном тексте;
2) найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов;
3) какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
4) определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему;
5) найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.
8. Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.
9. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.
10. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.
КРЫЖОВНИК
(Рассказ, 1898)
Чимша-Гималайский Николай Иваныч — главный герой, дворянин, чиновник, затем помещик. О нем учителю гимназии Буркину и помещику Алехину рассказывает его брат — ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский. Заветной мечтой героя, человека кроткого и доброго, становится приобретение «маленькой усадебки где-нибудь на берегу реки или озера». Н.И., «сидя у себя в канцелярии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес». Деревенская жизнь представляется ему идеалом, непременным атрибутом которого становится крыжовник. Герой отказывает себе во всем, недоедает, одевается словно нищий и копит деньги на имение. Женится он также по расчету — на вдове, у которой есть деньги.
Как то так!подойдет?