Задание 1. Закончите предложения. Прототип - это .
Прототипом учителя в рассказе В. Распутина «Уроки французского» стала .
Задание 2. Прочитайте фрагмент рассказа В. Распутина «Уроки французского» и запишите примеры открытой и скрытой информации.
Открытая информация
Скрытая информация
Задание 3. Аргументированно ответьте на вопрос, приведите цитаты в подтверждение.
Героиня повести Ч. Айтматова «Первый учитель» Алтынай говорит о Дюйшене: «Сам того не ведая, он совершил подвиг…» О каком подвиге идёт речь? Согласны ли вы с Алтынай?
Аргументируйте свой ответ при двух цитат.
Задание 4. Аргументированно ответьте на вопросы.
1. Определите тему и основную мысль рассказа С.Н. Жунусова «Штраф».
2. Как вы думаете, какую проблему поднимает С.Н. Жунусова в своём рассказе «Штраф»?
3. Почему возникли проблемы в семье Исабековых из рассказа Ч. Айтматова «Красное яблоко»? Что вы можете сказать о главном герое, его жене и дочери?
Задание 5. Соотнесите фрагменты повести А. Алексина «А тем временем где-то…» с элементами композиции.
1. Экспозиция
А. Зарядившись решительностью и гневом, я взбежал на второй этаж. Письмо я держал перед собой три с половиной года. … Прощаясь с Ниной Георгиевной, я обещал ей, что каждый год летом буду к ней приезжать.
2. Завязка
Б. А с отцом я сегодня поссорился. … И все-таки я еду сдавать билет.
3. Развитие действия
В. Однажды утром произошло неожиданное: я вытащил из ящика целых два письма. И на обоих было написано: «Сергею Емельянову».
4. Кульминация
Г. Началось это три с половиной года назад, когда я еще был мальчишкой и учился в шестом классе. …«Образцовая семья!..» – со вздохом и неизменным укором в чей-то адрес говорили соседи…
5. Развязка
Д. Нет, я должен быть у нее в тот день, когда обещал, когда она ждет меня. Или вообще не приезжать никогда.
Задание 6. Изложите свою точку зрения по вопросу «Кому из героев повести "А тем временем где-то..." можно поставить диагноз «сердечная недостаточность»?
При ответе обратите внимание на
переносный смысл этих слов;
оценку поступков героев;
оценку поведения Нины Георгиевны;
оценку восприятия ситуации Серёжей;
авторскую позицию;
собственную позицию.
Свой ответ подтверждайте примерами из текста.
Объяснение:
Глава первая
Выправил отпуск — оформил отпуск.
Провожатые солдаты — солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
Солнце уже и за полдни перешло — миновал полдень.
Нападусь на татар — внезапно встречу татар.
Лошадь охотницкая — лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
Взнесла его на кручь — лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
Плетью ожаривает — сильно бьет плетью.
Стал он окорачивать — стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
Лошадь разнеслась — лошадь мчится, не может остановиться.
Трепенулась — вздрогнула.
Ногаец — ногайцы — народ в России, говорят на языке тюркской группы.
Глава вторая
Распояской — без пояса.
Бешмет — мужская и женская распашная одежда, поддеваемая под кафтан, чекмень, черкеску у народов Средней Азии, Кавказа, Сибири.
Храп мокрый — морда мокрая.
Галунчиком обшит. Галун — плотная лента или тесьма, часто с серебристой или золотой нитью.
Башмачки сафьянные. Сафьян — тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз или овец.
На рукавах оторочено красным — рукава обшиты красным (галуном, тесьмой, лентой).
Монисто из русских полтинников — ожерелье из русских монет в 50 копеек (в то время полтинники были серебряными).
Церковь ихняя, с башенкой — мечеть с минаретом.
Чистый, как ток. Ток — площадка для молотьбы; на току всегда чисто, потому что здесь собирают зерна и сметают в сторону полову.
Войлок — плотный толстый материал из валяной шерсти.
Масло коровье распущено в чашке — масло коровье (сливочное) лежит, растаявшее, в чашке.
Лоханка — деревянная круглая или продолговатая посуда, здесь — для мытья рук.
Ружье осеклось — ружье дало осечку, т. е. не выстрелило из-за неисправности оружия или патрона.
Глава третья
Три аршина. Аршин — мера длины, равная 71,12 см; три аршина — 2,13 м.
Утвердил их — твердо, устойчиво поставил, прикрепил.
Захрапит и отвернется (старик) — начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.
За камень притулиться — спрятаться за камнем, прижавшись к нему.
Глава четвертая
Под мышки да под лытки — под мышки и за ноги под сгибы коленей.
Заробел — испытал робость, испугался.
Глава пятая
Овца перхает в закуте — овца судорожно кашляет в закуте, т. е. в хлеву для мелкого скота.
Высожары спускаться стали. Высожары, или Стожары, или Плеяды — рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; в летнее время Стожары в первую половину ночи стоят высоко в небе, а во второй половине ночи постепенно спускаются к горизонту.
Рассолодел. Солод — продукт, который приготовляется из зерна, пророщенного во влаге и тепле, затем засушенного и крупно смолотого; здесь рассолодел — стал влажным (потным), словно бы рыхлым (слабые мышцы), вялым.
Глава шестая
Камень вострый — камень острый.
Лягу в лесу, передню́ю — спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.
1. Тарас Бульба – это центральный персонаж повести Н. В. Гоголя. Этот человек настоящий воин, истинный казак. И характер его был соответствующим. "Тарас был один из числа корен-ных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава."
2. Тарас грубо обращался со своей женой. Он не считался ни с её советами, ни с её мнениями. Не учитывал того, что ей тяжело расстаться с только что вернувшимися домой сыновьями.
3. Тарас уважал в ней материнское чувство.
4. Тарас очень гордился сыновьями и мечтал их видеть настоящими козаками. Поэтому и забирает их в Запорожскую Сечь. Однако любовь к Родине у Тараса настолько велика, что он не чувствует жалости к сыну-предателю.
5. Настоящей школой для казака он считает Запорожскую Сечь, где можно научиться военному искусству. Любовь Тараса Бульбы не слепа и после предательства Андрия, он сумел перешагнуть через свои чувства к сыну. Тарас не мог позволить осуждения и позора своей семьи из-за действий Андрия, который перешел в стан врага и сам уже этим врагом становится.
6. Тараса выбрали атаманом потому что он был мужественный, ответственный и мог принять серьёзное решение.
7. Перед битвой он выступает как авторитетный военачальник и поднимает боевой дух казаков.
8. Тарас своей речью о товариществе хотел зажечь души казаков на подвиг, хотел им напомнить, что они – казаки, и что нет ничего сильнее их казацкого товарищества. С этой речью он обратился к запорожцам, чтобы подбодрить их перед сражением, чтобы не боялись смерти, а со спокойной душой шли защищать свою веру, свои идеалы.
9. Он руководил боем и появлялся неожиданно в том месте, где слабели ряды казаков. Тарас – отличный воин, смел, храбр, умело руководил боем, вдохновлял на подвиги своих товарищей.
10. Характер Тараса Бульбы сложный, противоречивый, у этого героя есть не только положительные, но и отрицательные качества. К положительным чертам его характера можно отнести: патриотизм, мужество, верность долгу, гордость, свободолюбие, силу характера. К отрицательным чертам характера героя относятся: запальчивость, упрямство, самоуправство, резкость по отношению к жене, чрезмерная жестокость к врагам, их женщинам и детям.
11. Тарас умер страшной смертью, "врагу не пожелаешь" такого ,Тараса сожгли, приковав цепью к дубу.