Задание 2: проанализируйте отрывок из произведения в форме аналитического
эссе.
1. Объясните роль данного эпизода в композиции всего произведения.
Проанализируйте композицию данного эпизода, приведите аргументы для
определения элементов композиции.
2. Охарактеризуйте персонажей, выявляя отношение к герою произведения других
персонажей, объясните взаимоотношения персонажа с общественным окружением.
3. Выпишите из произведения художественные средства и приемы выражения
авторского отношения к героям и событиям (минимум 2 средства). Объясните, с
какой целью их использует автор.
Эпизод из рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
— Ну, как живешь, друг? — с толстый, восторженно глядя на друга.—
Служишь где? Дослужился?
— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею.
Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из
дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять
штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в
департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь
буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
— Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного
дослужился... Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны
широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он
съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во
фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...
— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и
вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
— Ну, полно толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья
детства — и к чему тут это чинопочитание!
— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.—
Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...
Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка,
некоторым образом...
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько
благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он
отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец:
«хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое
были приятно ошеломлены.
В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Вспомним о том, что Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека» .
Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека» , то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.