Все в мире периодично или ритмично, как принято выражаться теперь: даже солнце греет неодинаково, и ему порою бывает надо отдохнуть, успокоиться, и оно отдыхает, покоится 10-12 лет, чтобы потом засверкать с необычною силой. В жизни каждого народа бывают эпохи напряжения сил и их упадка, эпохи равнодушия и ненависти, стремления к материальному благосостоянию и к громким, смелым делам. Законы этого ритма, этой периодичности таинственны и пока совершенно неизвестны науке, которая лишь присматривается к факту, не имея силы объяснить его. Но само явление периодичности, ритма — несомненно в жизни солнца или жизни искусства.
Есть эпохи возрождения, упадка и самые грустные — переходные, когда таланты не дают ничего положительного, цельного, а лишь обещают дать что-то, по-видимому важное, новое, хотя и неизвестно что. Такую эпоху переживаем мы теперь. В другое время даже слабая сравнительно сила распускается полностью, поражает яркостью своих красок. Иногда все живет точно окутанное осенним туманом, иногда — при полном солнечном блеске…
В жизни искусства есть своя таинственная периодичность. Многие, начиная с Аристотеля, пытались пояснить ее законы понятными для нас причинами. Аристотель говорил: «Искусство достигает наивысшего блеска, когда человек наиболее хочет жить…» Но мы не можем принять этого объяснения: факты противоречат ему. Бокль утверждал, что расцвет искусства совпадает с расцветом любознательности вообще, т.е. науки. История несогласна и с ним. Спенсер предложил формулу, которая представляется наиболее вероятной. Он говорит, что область искусства воспоминание, что высочайшие образцы художественного творчества появляются лишь тогда, когда какая-нибудь историческая эпоха пережила себя и исчезает в вечность. Так было в Греции, Риме, Англии. Софокл, Фидий, Эврипид, Аристофан явились в конце доблестной эпохи эллинской жизни; в их время уже начался упадок нравов и даже полное их крушение. Римское искусство, кроме красноречия, все целиком принадлежит периоду империи и упраздненной республики. Шекспир, живя в XVII веке, вдохновлялся средневековыми феодальными нравами, Мильтон был последний из пуритан, итальянец Данте похоронил католицизм, Сервантес — рыцарство, Рабле — средневековые нравы и воспитание…
1. Назовите автора произведений "Последний поклон", "Царь- рыба".
1. В.Белов.
2. В.Тендряков.
3. В.Астафьев.
4. В.Распутин.
5. С.Залыгин.
2. Назовите автора статей: "Что такое обломовщина?", "Когда же придёт настоящий день?", "Луч света в тёмном царстве".
1. Н.А.Добролюбов.
2. Л.И.Писарев.
3. В.Г.Белинский.
4. А.И.Герцен.
5. А.И.Гончаров.
3. Укажите, какие произведения принадлежат перу А.Солженицына.
1. "В окопах Сталинграда", "Крик".
2. "Огниво", "Точка кипения".
3. "Матрёнин двор", "В круге первом".
4. "Факультет ненужных вещей".
5. "Колымские рассказы", "Чёрные камни".
4. Кому из критиков принадлежат статьи о романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"?
1. Д.И.Писареву.
2. В.Г.Белинскому.
3. Н.А.Добролюбову.
4. А.И.Герцену.
5. П.В.Анненкову.
5. В каком произведении М.Булгакова слышится предупреждение о том, что нарушение естественного хода вещей приводит к необратимым последствиям?
1. "Роковые яйца".
2. "Собачье сердце".
3. "Белая гвардия".
4. "Мастер и Маргарита".
5. "Зойкина квартира".
6. Укажите писателя, перу которого принадлежит повесть "Обелиск".
1. В.Быков.
2. В.Гроссман.
3. Ю.Бондарев.
4. Г.Бакланов.
5. В.Некрасов.
7. Назовите литературное течение, возникшее в русской литературе, начала XX века, которому было свойственно... "приятие земного мира в его зримой конкретности. Острый взгляд на подробности бытия, живое и непосредственное ощущение природы, культуры, мироздания и вещного мира".
1. Акмеизм.
2. Футуризм.
3. Символизм.
4. Реализм.
5. Натурализм.
8. Кто из действующих лиц комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" произносит следующие слова:
"Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли"?
1. Чацкий.
2. Скалозуб.
3. Молчалин.
4. Фамусов.
5. Репетилов.
9. Кто из героев романа М.Ю.Лермонтова был "... такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе недавно"?
Все в мире периодично или ритмично, как принято выражаться теперь: даже солнце греет неодинаково, и ему порою бывает надо отдохнуть, успокоиться, и оно отдыхает, покоится 10-12 лет, чтобы потом засверкать с необычною силой. В жизни каждого народа бывают эпохи напряжения сил и их упадка, эпохи равнодушия и ненависти, стремления к материальному благосостоянию и к громким, смелым делам. Законы этого ритма, этой периодичности таинственны и пока совершенно неизвестны науке, которая лишь присматривается к факту, не имея силы объяснить его. Но само явление периодичности, ритма — несомненно в жизни солнца или жизни искусства.
Есть эпохи возрождения, упадка и самые грустные — переходные, когда таланты не дают ничего положительного, цельного, а лишь обещают дать что-то, по-видимому важное, новое, хотя и неизвестно что. Такую эпоху переживаем мы теперь. В другое время даже слабая сравнительно сила распускается полностью, поражает яркостью своих красок. Иногда все живет точно окутанное осенним туманом, иногда — при полном солнечном блеске…
В жизни искусства есть своя таинственная периодичность. Многие, начиная с Аристотеля, пытались пояснить ее законы понятными для нас причинами. Аристотель говорил: «Искусство достигает наивысшего блеска, когда человек наиболее хочет жить…» Но мы не можем принять этого объяснения: факты противоречат ему. Бокль утверждал, что расцвет искусства совпадает с расцветом любознательности вообще, т.е. науки. История несогласна и с ним. Спенсер предложил формулу, которая представляется наиболее вероятной. Он говорит, что область искусства воспоминание, что высочайшие образцы художественного творчества появляются лишь тогда, когда какая-нибудь историческая эпоха пережила себя и исчезает в вечность. Так было в Греции, Риме, Англии. Софокл, Фидий, Эврипид, Аристофан явились в конце доблестной эпохи эллинской жизни; в их время уже начался упадок нравов и даже полное их крушение. Римское искусство, кроме красноречия, все целиком принадлежит периоду империи и упраздненной республики. Шекспир, живя в XVII веке, вдохновлялся средневековыми феодальными нравами, Мильтон был последний из пуритан, итальянец Данте похоронил католицизм, Сервантес — рыцарство, Рабле — средневековые нравы и воспитание…
Не то же ли самое было и у нас?
1. Назовите автора произведений "Последний поклон", "Царь- рыба".
1. В.Белов.
2. В.Тендряков.
3. В.Астафьев.
4. В.Распутин.
5. С.Залыгин.
2. Назовите автора статей: "Что такое обломовщина?", "Когда же придёт настоящий день?", "Луч света в тёмном царстве".
1. Н.А.Добролюбов.
2. Л.И.Писарев.
3. В.Г.Белинский.
4. А.И.Герцен.
5. А.И.Гончаров.
3. Укажите, какие произведения принадлежат перу А.Солженицына.
1. "В окопах Сталинграда", "Крик".
2. "Огниво", "Точка кипения".
3. "Матрёнин двор", "В круге первом".
4. "Факультет ненужных вещей".
5. "Колымские рассказы", "Чёрные камни".
4. Кому из критиков принадлежат статьи о романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"?
1. Д.И.Писареву.
2. В.Г.Белинскому.
3. Н.А.Добролюбову.
4. А.И.Герцену.
5. П.В.Анненкову.
5. В каком произведении М.Булгакова слышится предупреждение о том, что нарушение естественного хода вещей приводит к необратимым последствиям?
1. "Роковые яйца".
2. "Собачье сердце".
3. "Белая гвардия".
4. "Мастер и Маргарита".
5. "Зойкина квартира".
6. Укажите писателя, перу которого принадлежит повесть "Обелиск".
1. В.Быков.
2. В.Гроссман.
3. Ю.Бондарев.
4. Г.Бакланов.
5. В.Некрасов.
7. Назовите литературное течение, возникшее в русской литературе, начала XX века, которому было свойственно... "приятие земного мира в его зримой конкретности. Острый взгляд на подробности бытия, живое и непосредственное ощущение природы, культуры, мироздания и вещного мира".
1. Акмеизм.
2. Футуризм.
3. Символизм.
4. Реализм.
5. Натурализм.
8. Кто из действующих лиц комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" произносит следующие слова:
"Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли"?
1. Чацкий.
2. Скалозуб.
3. Молчалин.
4. Фамусов.
5. Репетилов.
9. Кто из героев романа М.Ю.Лермонтова был "... такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе недавно"?
1. Печорин.
2. Максим Максимыч.
3. Грушницкий.
4. Бернер.
5. Вулич.
10. Назовите автора трагедии "Ариадна".
1. А.Ахматова.
2. К.Бальмонт.
3. Б.Пастернак.
4. М.Цветаева.
5. Н.Гумилёв.
Объяснение: