Задание 3 Анна, его жена, 30 лет. Справка: Анна [др.-евр. «грация, миловидность»; милость»; «благодать»]. 3.1 Случайно ли, что именно Анна становится первой из длинной череды умерших на протяжении пьесы?
Олицетворением народной мысли представлен в эпопее Кутузов, сподвижник Суворова, знавший в лицо многих прославленных солдат и офицеров войн. Назначение опального полководца главнокомандующим, как показывает Толстой, произошло по воле народа, вопреки желанию царя. Барклай де Толли был исполнительным военачальником. Но в грозный для отчизны час возглавить армию мог лишь тот, кто пользовался доверием народа. «Пока. Россия была здорова,- пишет Толстой,- ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек». Кутузов с честью выполнил миссию освободителя. Он принял решение сдать Москву, чтобы сохранить армию. Это был рискованный шаг. Кутузов испытывал мучительные переживания, принимая решение. Но, в конечном счете, его стратегия побеждает: он обладал не просто умением вести бой, а наукой войны.
Толстой с любовью рисует полководца. Писатель отмечает мудрость, спокойствие, убедительно раскрывает мужество, патриотизм Кутузова, отстоявшего свою тактику, несмотря на происки придворных интриганов. Толстой ценит в герое доброту, близость к народу (он - отец солдатам), отсутствие рисовки, кичливости, столь свойственной иным военачальникам. Кутузов - незаурядный по личным качествам человек, хорошо разбирающийся в людях, постигший какой-то высший смысл жизни. Правда, к числу достоинств полководца автор относит и то, что он невысоко ценил «ум и знание» в воинских делах, полагаясь на «неизбежный ход событий». Но эти замечания, кажущиеся ошибочными, если их брать в изолированном виде, не следует вычленять из общей системы авторских рассуждений. Чтобы довериться «неизбежному ходу событий», их надо предугадать, предчувствовать, а это возможно только благодаря опыту и пониманию реальных, а не воображаемых условий военного театра. Кутузов, как показывает Толстой, обладал такими качествами, отвергая волюнтаристский подход к оценке событий общенациональной исторической значимости. Его деятельность внешне противопоставлена суете стереотипных «героев», но она полна внутреннего напряжения и как персонифицирована в действиях каждого солдата, каждого защитника родной земли. Следовательно, в поступках Кутузова, по мысли Толстого, проявились высшие фирмы человеческой активности, возникающей в результате слияния с волей народных масс. И в этом смысле Кутузов показан деятельным человеком. Он живо реагирует на происходящее вокруг него. Мудро руководит действиями русских войск под Бородиным, принимает единственно верное решение на совете в Филях, влияет на исход Тарутинского сражения и т. д.
Становится ясно, что недоверие к «уму и знанию» не что иное, как недоверие к скороспелым выводам, основанным на теориях немецкой военной школы, к казенной формалистике царских предписаний. Кутузов, по оценке Толстого,- выразитель народного чувства и воли, чем и определяется его историческая заслуга.
Олицетворением народной мысли представлен в эпопее Кутузов, сподвижник Суворова, знавший в лицо многих прославленных солдат и офицеров войн. Назначение опального полководца главнокомандующим, как показывает Толстой, произошло по воле народа, вопреки желанию царя. Барклай де Толли был исполнительным военачальником. Но в грозный для отчизны час возглавить армию мог лишь тот, кто пользовался доверием народа. «Пока. Россия была здорова,- пишет Толстой,- ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек». Кутузов с честью выполнил миссию освободителя. Он принял решение сдать Москву, чтобы сохранить армию. Это был рискованный шаг. Кутузов испытывал мучительные переживания, принимая решение. Но, в конечном счете, его стратегия побеждает: он обладал не просто умением вести бой, а наукой войны.
Толстой с любовью рисует полководца. Писатель отмечает мудрость, спокойствие, убедительно раскрывает мужество, патриотизм Кутузова, отстоявшего свою тактику, несмотря на происки придворных интриганов. Толстой ценит в герое доброту, близость к народу (он - отец солдатам), отсутствие рисовки, кичливости, столь свойственной иным военачальникам. Кутузов - незаурядный по личным качествам человек, хорошо разбирающийся в людях, постигший какой-то высший смысл жизни. Правда, к числу достоинств полководца автор относит и то, что он невысоко ценил «ум и знание» в воинских делах, полагаясь на «неизбежный ход событий». Но эти замечания, кажущиеся ошибочными, если их брать в изолированном виде, не следует вычленять из общей системы авторских рассуждений. Чтобы довериться «неизбежному ходу событий», их надо предугадать, предчувствовать, а это возможно только благодаря опыту и пониманию реальных, а не воображаемых условий военного театра. Кутузов, как показывает Толстой, обладал такими качествами, отвергая волюнтаристский подход к оценке событий общенациональной исторической значимости. Его деятельность внешне противопоставлена суете стереотипных «героев», но она полна внутреннего напряжения и как персонифицирована в действиях каждого солдата, каждого защитника родной земли. Следовательно, в поступках Кутузова, по мысли Толстого, проявились высшие фирмы человеческой активности, возникающей в результате слияния с волей народных масс. И в этом смысле Кутузов показан деятельным человеком. Он живо реагирует на происходящее вокруг него. Мудро руководит действиями русских войск под Бородиным, принимает единственно верное решение на совете в Филях, влияет на исход Тарутинского сражения и т. д.
Становится ясно, что недоверие к «уму и знанию» не что иное, как недоверие к скороспелым выводам, основанным на теориях немецкой военной школы, к казенной формалистике царских предписаний. Кутузов, по оценке Толстого,- выразитель народного чувства и воли, чем и определяется его историческая заслуга.
Главное в рассказе - изображение Бежина луга.
Этот образ складывается из великолепных картин природы
(пейзаж в разное время суток) и образов мальчиков.
Описание природы начинается с самых первых строчек
рассказа. Весь рассказ пронизан художественными
зарисовками, которые определяют состояние героев,
подчеркивают их настроение, чувства, определяют
внутреннее напряжение.
Писатель в создании июльского пейзажа обращается
к описанию вполне реального неба, утренней зари,
солнца, облаков, дождя, звезд, ветра, к использованию
пейзажных красок, эффекта освещения,
как бы "заливающего" ясным, теплым светом всю картину
летнего погожего дня и объединяющего ее цветовую гамму.
Этот эмоциональный световой эффект и является у
Тургенева носителем "настроения"картины, пространство
которой замкнуто на изображении высокого неба.
В результате описание июльского дня привлекает
своей проникновенной поэтической возвышенностью.
в описание природы входит светлая часть дня
и тёмная – вечер и ночь.
Светлая часть – это яркий свет; ясность, покой и кротость души.
Вечер и ночь – это таинственность, все большая тревога, страх,
блуждание в незнакомой местности и, наконец, замирание перед
бездной; непонятное, таинственное и страшное,
что может быть не только в природе, но и в человеческой душе.
Рассказ начинается с описания теплого погожего июльского дня.
(“кроткий румянец” раннего утра, когда солнце, “светлое и
приветно-лучезарное” проходит через растянутые облачка и
блеск его подобен блеску кованого серебра”; около полудня
появляется “множество круглых высоких облаков, золотисто-серых,
с нежными белыми краями”.
“...Далее, к небосклону, они сдвигаются”, но “все насквозь
проникнуты светом и теплотой”.
“К вечеру эти облака исчезают; последние из них ...ложатся
розовыми клубами напротив заходящего солнца”.
“...Вечерняя звезда, ..на всем лежит печать какой-то трогательной
кротости) .
Тургенев показывает, как преображаются в свете костра
обычные предметы; каким значительным становится каждый
звук в ночной тишине.
Заканчивается рассказ тоже описанием утра:" Все зашевелилось,
проснулось, запело, зашумело, заговорило", новый день,
необыкновенно красивый, солнечный и яркий, соединенный
со звуками колокола и бодрящей свежестью, служит
финальным аккордом этого произведения.
Тургенев - великий мастер описаний.
Его пейзажи, прекрасные, как живописные полотна,
понять характеры, психологию людей,
близких к природе, понимающих ее, умеющих
читать её звуки: голоса птиц, шум листвы, шепот травы,
плеск реки.
Мы не поняли бы поэтичности, богатства фантазии
крестьянских мальчиков, если бы не увидели их среди
родной им природы.