Задание 3. В повести «Станционный смотритель» автором
используется приём «рассказа в рассказе», т.е. в
нём присутствуют 2 композиционных сюжета.
Заполните таблицу, учитывая элементы
композиции рассказа Самсона Вырина
Элементы композиции Фрагмент
Экспозиция
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка.
Пенсионеру Николаю Баеву было 63 года. Всю жизнь он проработал в конторах, вначале работал счетоводом, потом бухгалтером. Нажил себе бессонницу. А одной его знакомой, Марье Селезневой, незадолго до выхода на пенсию пришлось по состоянию здоровья уйти с работы в детском саду и устроиться сторожем в сельмаг. Старик Баев об этом узнал и повадился ходить в сельмаг по ночам к Марье. Там он отводил душу за разговорами. Сидели и беседовали обычно часов до трех-четырех, потом Баев уходил, а Марья ложилась спать и остаток ночи спала.
Свет они не включали, ночи были лунные. Марье нравилось сидеть и мечтать о чем-то хорошем, а Баеву нравилось говорить. Баев любил рассуждать о жизни и рассказывать о себе. Баев критиковал окружающих, особенно молодежь, за то, что все живут безалаберно, ничего не планируют. То ли дело он, Баев, у него все, как надо, все по полочкам!
Ему бы образование хорошее, а не полтора класса ЦПШ, и где бы он тогда был! – рассуждал он. Отец Баева сожалел перед смертью, что не пустил сына в свое время учиться, когда тот сильно просился, да что уж, было поздно… Может, отец был вовсе ему и не отец, - предполагал Баев, - уж больно Баев вышел башковитым, по сравнению с отцом.
На войне Баев не был, не взяли по зрению. А зрение, как он объяснял Марье, он в детстве посадил, когда по ночам самоучкой учился читать. В общем, Баев все вел к тому, какой он умный и Он утверждал: «В войну с наганами-то бегать да горло драть – это ишо не самая великая мудрость». Бойцов он называл горлопанами и считал, что голову никакими орденами не заменишь.
Однажды, в одну из лунных ночей, житель села Петька Сибирцев, нагулявшись у родни на свадьбе, отправился в магазин. Спьяну он перепутал день с ночью. Марья, когда увидела, что кто-то подошел к магазину снаружи и пытается открыть дверь, очень испугалась, начала даже молиться. Но особенно перепугался Баев. В панике он начал требовать, чтобы Марья выстрелила в дергавшего дверь человека из ружья. Но Марья не смогла, не решилась. Потом она рассмотрела, что это был Петька, открыла дверь.
Баев, когда чуть успокоился, попытался сделать Петьке нравоучение. Сказал, что как раз сейчас его внучка читает книжку про Александра Невского, но только Баев не верит, что Александр Невский мог защитить землю русскую с такими вот воинами, вроде Петьки. Петька посоветовал ему написать опровержение в газету и с тем ушел.
Заспешил домой и Баев, потому что после пережитого страха у него скрутило живот. Тревожная выдалась ночь.
Рассказ учит тому, что уважать и ценить надо не только себя; не стоит без конца хвастаться своими бесчисленными достоинствами и достижениями! Наоборот, надо учиться видеть и замечать достоинства и положительные качества других людей и, ни в коем случае, не ставить себя выше.
Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Это не только история души ребенка, но и русская жизнь в определенную эпоху. Герой «Детства» всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому. Сам писатель много видел и испытал в детстве. Он писал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит; ибо это — живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.
И есть другая, более положительная причина, побуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, — русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».
Несмотря на то, что эти высказывания даны писателем лишь в 12-й главе, они являются ведущей нитью повести. Не в хронологическом порядке, последовательно и спокойно движется повествование: картины, нарисованные писателем, возникают как результат наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребенка от столкновений с действительностью. Зная особенности детской психики, Горький показывает мрачное и трагическое в противопоставлении со светлым и радостным, что производит наиболее сильное впечатление на ребенка.
Так, на смену тяжелому впечатлению от картин трагической смерти отца приходит ощущение счастья от близости с необыкновенным человеком — бабушкой; картина нечеловеческой жестокости деда во время наказания детей соседствует с описанием задушевной беседы деда с Алешей; инквизиторским развлечениям дядьев противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка.
Важно увидеть «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил Алеша в семье Кашириных, как расширялись представления героя о нравах собственного мира за пределами дома деда. Огромное влияние на Алешу оказали те «прекрасные души», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение... к жизни светлой, человеческой».
Особенность «Детства» состоит в том, что повествование ведется от лица рассказчика. Такой характер изложения не является новым, но сложность заключается в том, что изображаемое в повести видится и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, расценивающего все с позиций большого жизненного опыта. Именно то обстоятельство, что рассказчик сохраняет в повести горячую непосредственность детского восприятия мира и в то же время дает глубокий социально-психологический анализ, позволяет сделать вывод о том, что Горький пытался вызвать отвращение к «мерзостям жизни» и привить любовь к душевно щедрому, стойкому и талантливому русскому народу.