Задание 4. Подберите материал из текста романа и опреде-
лите, какие черты личности Печорина раскрываются в сопостав-
лении:
1. Печорин и Грушницкий
2. Печорин и Вернер
3.
Печорин и горцы
Печорин и контрабандисты
5. Печорин и Вулич
6. Печорин и Максим Максимыч
Печорин и в водяное общество»
8.
Печорин и Бэла
9.
Печорин и Ундина
10.
Печорин и Мэри
11.
Печорин и Вера
12.
Печорин и автор
С одной стороны, в этом стихотворении ясно слышны отзвуки недавней войны («В этой роще березовой...» написано в 1946 году), с другой — встает образ вечной войны, которую человек вынужден вести за свое существование. Складывается ощущение, что в стихотворении Заболоцкого говорится обо всех войнах, которые когда-либо велись и, к сожалению, ведутся до сих пор безрассудным человечеством.
Столь любимые Заболоцким образы птиц в этом стихотворении глубоко символичны. Иволга, к которой обращается поэт, — это олицетворение его музы: «Где ж ты, иволга, леса отшельница? / Что ты смолкла, мой друг?»
Чудовищным птицам, наподобие гарпий из древнегреческих мифов, уподобляются и войны, которые «машут» «крылами вокруг». Пулемет сравнивается с вороном, образ которого в народной поэзии издавна связывался со смертью: «Крикнув бешеным вороном, / Весь дрожа, замолчит пулемет».
е случайна и повторяющаяся в начале и в конце стихотворения пейзажная зарисовка — безмятежность и очарование березовой рощи символизирует вечность и бессмертие:
И над рощей березовой,
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого,
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит,
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши,
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души,
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то, что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?