Задание 4. Сравни описание гоголевского черта с описанием бесенка в сказке Пушкина. Свои наблюдения занеси в таблицу, которую перенеси в тетрадь. Черт из повести Гоголя Элементы сравнения Бесенок в сказке Пушкина Размер, величина Присутствуют ли юмор, насмешка? Отношение к человеку Чувства, вызываемые у зрителя или читателя
Во второй половине XIX столетия русская литература развивалась в сложной политической обстановке. Это была эпоха Великих реформ, явившихся необходимой формой разрешения назревших социальных проблем, среди которых центральное место занимал «крестьянский вопрос». Русское общество пришло в движение, что не могло не отразиться на творчестве писателей, позиции литературной критики и журналов. «С половины столетия ум образованного русского человека напитался значительным запасом политических и нравственных идей», - так характеризовал время реформ историк В.О.Ключевский. Реформирование коснулось и области высшего и среднего образования. Литература неизбежно втягивалась в политическую борьбу. Выдающийся русский публицист-демократ А.И.Герцен назвал художественную литературу «единственной трибуной», откуда передовое русское общество открыто выразило своё возмущение положением в стране и требовало радикально изменить, вплоть до революционного переворота. Разумеется, далеко не все писатели принимали доктрину радикалов, но все чувствовали неизбежность назревающих социальных перемен.
Такой ход литературного развития был определён уже в 1840-е годы, когда в русском образованном обществе произошла идейно-политическая поляризация, в литературу и журналистику пришли и потеснили дворян «новые люди» - демократы-разночинцы во главе с Белинским и Герценом. Общество разделилось на славянофилов и западников. Белинский встал во главе нового литературного направления – «натуральной школы», главным жанром сделавший «физиологический» очерк, социологическое описание различных общественных типов, в основном из низших слоёв русской жизни.
Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В. и П.В.Киреевские, Ю.Ф.Самарин, К.С. и И.С.Аксаковы) были по своим воззрениям и творческим взглядам поздними романтиками, отстаивали идею особого исторического пути России и русского народа, жаждали утраченного единения образованных сословий с простым народом и национального возрождения, критиковали Петровские реформы, утверждая, что в России невозможны просвещение и демократия западного образца.
1 Мать Параши вдова и Параша 2 памятник Петру 1 на бронзовом коне, Нева и невская пристань, Лев и Крепость памятник. 3 Когда Евгений обратился к своему кумиру к памятнику к всаднику на коне, как бы виня его в наводнении «Ужо тебе!», в тот момент показалось Евгению что царь повернул голову и грозно посмотрел на него, Евгений бросился бежать, а медный всадник вслед за ним. В этой поэме затронуты два вопроса, актуальных того времени; об общественных противоречиях и о будущем страны. Сам автор ценил прогрессивную деятельность Пётра 1 и интерес был весь огромен к его эпохе, но облик царя вырисовывался в двух планах: с одной стороны- это реформатор, с другой- самовластный царь, заставляющий любить себя.
Во второй половине XIX столетия русская литература развивалась в сложной политической обстановке. Это была эпоха Великих реформ, явившихся необходимой формой разрешения назревших социальных проблем, среди которых центральное место занимал «крестьянский вопрос». Русское общество пришло в движение, что не могло не отразиться на творчестве писателей, позиции литературной критики и журналов. «С половины столетия ум образованного русского человека напитался значительным запасом политических и нравственных идей», - так характеризовал время реформ историк В.О.Ключевский. Реформирование коснулось и области высшего и среднего образования. Литература неизбежно втягивалась в политическую борьбу. Выдающийся русский публицист-демократ А.И.Герцен назвал художественную литературу «единственной трибуной», откуда передовое русское общество открыто выразило своё возмущение положением в стране и требовало радикально изменить, вплоть до революционного переворота. Разумеется, далеко не все писатели принимали доктрину радикалов, но все чувствовали неизбежность назревающих социальных перемен.
Такой ход литературного развития был определён уже в 1840-е годы, когда в русском образованном обществе произошла идейно-политическая поляризация, в литературу и журналистику пришли и потеснили дворян «новые люди» - демократы-разночинцы во главе с Белинским и Герценом. Общество разделилось на славянофилов и западников. Белинский встал во главе нового литературного направления – «натуральной школы», главным жанром сделавший «физиологический» очерк, социологическое описание различных общественных типов, в основном из низших слоёв русской жизни.
Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В. и П.В.Киреевские, Ю.Ф.Самарин, К.С. и И.С.Аксаковы) были по своим воззрениям и творческим взглядам поздними романтиками, отстаивали идею особого исторического пути России и русского народа, жаждали утраченного единения образованных сословий с простым народом и национального возрождения, критиковали Петровские реформы, утверждая, что в России невозможны просвещение и демократия западного образца.
2 памятник Петру 1 на бронзовом коне, Нева и невская пристань, Лев и Крепость памятник.
3 Когда Евгений обратился к своему кумиру к памятнику к всаднику на коне, как бы виня его в наводнении «Ужо тебе!», в тот момент показалось Евгению что царь повернул голову и грозно посмотрел на него, Евгений бросился бежать, а медный всадник вслед за ним. В этой поэме затронуты два вопроса, актуальных того времени; об общественных противоречиях и о будущем страны. Сам автор ценил прогрессивную деятельность Пётра 1 и интерес был весь огромен к его эпохе, но облик царя вырисовывался в двух планах: с одной стороны- это реформатор, с другой- самовластный царь, заставляющий любить себя.