Задание: проанализируйте отрывок из произведения в форме развернутого
ответа.
1
Объясните роль данного эпизода в композиции всего произведения.
Проанализируйте композицию данного эпизода, приведите аргументы для
определения элементов композиции.
2
Охарактеризуйте персонажей, выявляя отношение к героям произведения
других персонажей, объясните взаимоотношения персонажа с общественным
окружением.
3
Выпишите из произведения художественные средства и приемы выражения
авторского отношения к героям и событиям (минимум 2 средства). Объясните, с какой
целью их использует автор.
Эпизод из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.— Служишь где?
Дослужился?— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею.
Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева
делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому,
понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен
столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
— Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного дослужился... Две звезды
имею.Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей
улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился...
Его чемоданы, узлы и картонки съежились ... Длинный подбородок жены стал еще
длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...— Я, ваше
превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие
вельможи-с! Хи-хи-с.— Ну, полно толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья
детства — и к чему тут это чинопочитание!— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более
съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...
Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.Тонкий три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
мечты о деревне не осуществились, и на самое воспоминание об этих лучших
днях из детства Темы жизнь безжалостно наложила свою гадливую печать, как бы
в отместку за доставленное блаженство. "
ВОТ СОКРАЩЕННЫЙ ОТРЫВОК: На фоне общепознавательных впечатлений особенное значение имеет обретение в лице «доброго и кроткого» одноклассника Иванова друга, который оказывается, по сравнению с Темой, довольно начитанным мальчиком. Благодаря ему во втором классе Карташев читает Майн Рида и Гоголя. Однако после неприятной истории Иванова исключают из гимназии, и дружба между ними прекращается: не только из-за отсутствия общих интересов, но и потому, что Иванов становится свидетелем малодушного поступка своего друга. Для Темы это испытание не заканчивается разрывом с Ивановым: в классе за ним закрепляется репутация «выдавшего» , и ему приходится пережить несколько дней «тяжелого одиночества» .
Впрочем, с Ивановым Тема еще встретится в своей жизни, учась в Петербурге, а между тем у него появляются новые приятели, с которыми, преисполненный авантюрно-романтических мечтаний, он строит планы побега в Америку, чтобы не идти «избитым путем пошлой жизни» . Приятели, увлеченные строительством лодки для морского путешествия, проявляют значительно меньшее рвение к учебе. Результатом этого становятся отрицательные оценки в гимназическом журнале. Тема скрывает свои «успехи» от домашних, поэтому последующие события оказываются для них полной неожиданностью.