Задание Прочитайте отрывок из басни, описывающий Волка, и выполните следующие
задания:
1.Укажите, какое из предложенных определений соответствует жанру басни:
А) Басня - краткий рассказ, чаще всего стихотворный, в котором имеется
иносказательный смысл.
В) Басня – один из прозаических жанров фольклора.
С) Басня-жанр лирической поэзии, носящий повествовательный характер.
2.Укажите цель басни:
А) объяснить сложную проблему;
В) преподать нравственный урок;
С) изложить житейскую мудрость.
3.Басня Крылова «Волк и Ягненок» начинается с утверждения общего морального
принципа: «У сильного всегда бессильный виноват...».
Обратите внимание на разговор героев и объясните, как речь характеризует героев
басни и их моральные принципы. Свои наблюдения подтвердите цитатами.
И.А.Крылов «Волк и ягненок»
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
***
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на дóбычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты ещё в за лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне ещё и отроду нет году», —
Ягнёнок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду
Выберите одну из иллюстраций и сравните изображение героев в литературном произведении и произведении изобразительного искусства, опираясь на вопросы:
• Отражается ли эпизод рассказа на иллюстрации?
• Какие черты героя отразил писатель? Какие – художник?
• Какие детали в изображении портрета, позы, деталей костюма, интерьера/пейзажа
писателю и художнику создать образ героя?
• Каково авторское отношение к герою/героям?
• Какие чувства, переживания вызывает герой в сравниваемых произведениях?
Иллюстрация Е. Мешкова
Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой.
— Бери, бери, че смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку…
Художник С. Сюхин
Бабушка одним махом плеснула молоко, со стуком поставила посудину передо мной и подбоченилась:
— Брюхо болит, на краюху глядит! Эшь ведь какой смирененькай! Эшь ведь какой тихонькай! И молочка не попросит!..
Дед мне подморгнул — терпи. Я и без него знал: Боже упаси сейчас перечить бабушке, сделать чего не по ее усмотрению. Она должна разрядиться и должна высказать все, что у нее на сердце накопилось, душу отвести и успокоить должна. И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…
Объяснение: