Задание. Прочитайте текст и выполните задания.
Музыка, объединившая поколения
Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит в обрядах и ритуалах, на праздниках и в повседневном труде. На протяжении столетий главным хранителем казахской музыкальной культуры, передаваемой из поколения в поколение, был сам народ.
Казахи говорят: "Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения".
Народные кюи - это ранний фольклор. Настоящей эпохой возрождения в искусстве сочинения кюев стала середина 19 века. В те времена жили и создавали классические произведения выдающиеся композиторы-кюйши Құрманғазы Сағырбай, Махамбет Өтемісұлы, Дәулеткерей Шығаұлы, Таттімбет Қазанғапұлы.
Традиционно кюи исполняются на домбре. Домбра — самый популярный казахский музыкальный инструмент. В 1989 году в Алматинской области, высоко в горах на плато "Майтобе" ученые –исследователи обнаружили наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек. Этот рисунок датировался периодом неолита. Инструмент, изображенный древним художником на скале, очень похож на домбру по форме. Поэтому считается, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов .
В XX веке казахская музыкальная культура обогащается новыми жанрами и формами музицирования. За небольшой период времени музыканты смогли освоить жанры классической европейской музыки - оперу, симфонию, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создать новую профессиональную композиторскую школу.
На основе уникального соединения национальной музыки и европейских форм были созданы классические произведения казахского оперного искусства - "Кыз Жибек" Евгения Брусиловского, "Абай" Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, "Биржан и Сара" Мукана Тулебаева. Их драматургической и музыкальной основой стали богатства казахского фольклора и устной профессиональной музыки. На сцене оперного театра у современного зрителя появилась возможность увидеть, как разворачивается старинный свадебный обряд и знаменитый айтыс между акынами XIX века Биржаном и Сарой, услышать песню героя народно-освободительного восстания XIX века, поэта и кюйши Махамбета и скорбную похоронно-поминальную песню-плач жоктау.
В 70-х г.г. достигает расцвета один из самых сложных жанров европейской инструментальной музыки – симфонический. Создаются произведения близкие по форме к классическим, - симфонии Газизы Жубановой и Куддуса Кужамьярова. Так, благодаря соединению разных культур возникает новый жанр - симфонический кюй. В свое время большую любовь у казахов получили оркестровые и хоровые интерпретации традиционной казахской музыки.
Казахстан - родина многих выдающихся исполнителей классической музыки мирового масштаба. Ежегодно республика собирает творчески одаренную молодежь на фестивалях "Дни новой музыки", "Алтын алма", Международном конкурсе "Азия дауысы", а народных музыкантов - на Международном фестивале традиционной музыки.
Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает настоящее и будущее в Стране великой степи.
1.Выпишите ключевые слова/словосочетания.
2.Сформулируйте основную мысль, используя ключевые слова.
3.Укажите, какую информацию текста можно выделить как второстепенную? Почему?
Письмо.
Задание
Напишите эссе на тему: « Любое искусство имеет силу. Я в этом уверен…», соблюдая структуру текста-рассуждения . Используйте в эссе эпитеты, сравнения, фразеологизмы, олицетворения и метафоры .(объем эссе – 80-100 слов )
Внимание писателя сосредоточено на изображении патриотизма и героизма запорожских казаков, естественно, что детали быта, домашней обстановки в повести — на заднем плане. С бытовой жизнью Тараса Бульбы и запорожских казаков писатель знакомит читателей в мирный период их жизни. Он показывает демократическое устройство Сечи, нравы казацкого товарищества, презрение казаков к богатству и роскоши.
У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. Руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались Большим советом «из своих же запорожских казаков» . Все важные во решали вместе на общем собрании. Был и свой запас провизии, и кашевар.
Запорожская Сечь в повести описана как место праздного существования. Здесь все время проходят пиршества и гуляния, но при этом сохраняются строгие и справедливые законы. Казаки считались народом вольным и разгульным, и место, где они могли по-настоящему чувствовать себя как дома, было именно в Запорожье. Сюда со всей Украины приезжали казаки в поисках приюта. Старые казаки приезжали провести время со старыми друзьями. А молодые здесь могли набраться опыта у старшего поколения.
Так поступили и главные герои пьесы – Тарас Бульба с сыновьями Остапом и Андрием. Старый казацкий полковник давно не видел давних боевых товарищей и очень соскучился по ним. Для сыновей же он считал Запорожье лучшей «школой жизни». Сечь встретила их дружелюбно трудовыми буднями. Сразу при въезде они увидели более двадцати кузниц, откуда издавался оглушительный стук кузнечных молотов. Это и понятно. Ведь для того, чтобы обмундировать сотни тысяч казаков требовалась работа многих кузнецов.
Помимо кузнецов на улицах встречались и кожемяки, мывшие своими сильными руками воловьи шкуры. Были и добытчики руды, и торговцы порохом, и строители судов. Сам же город представлял собой суровую крепость, где готовили молодых воинов. Здесь не давалось много времени на обучения. Молодые казаки сразу приступали к сражениям, которые здесь почти не прекращались. В перерывах они не любили браться за учебные дисциплины, только за стрельбу и иногда за лошадиные гонки. К тому же им нужно было овладеть саблей, меткой стрельбой, рукопашным боем и прочими полезными умениями.
Запорожская Сечь отличалась суровыми нравами и законами. Так, например, за кражу казака могли забить насмерть, за долги могли приковать цепями, пока кто-нибудь из товарищей не выкупит или не отдаст долг. Однако самое страшное наказание было предусмотрено за смертоубийство. За это казака могли заживо похоронить с гробом убитого им человека. Считалось, что такие суровые законы учили молодых воинов уважать друг друга, быть мужественными и стойкими. Именно эти качества были необходимы настоящему казаку. Жестокое наказание ждало и изменника веры и родины. По этой причине Тарас Бульба собственноручно убил своего младшего сына Андрия.
В наше время Запорожская Сечь ассоциируется с былинными богатырями, вошедшими в историю своей храбростью и преданностью родине. Всем известно, как героически они проявляли себя в борьбе с захватчиками. В какой-то мере именно казачество повлияло на формирование национального менталитета. Многие казацкие обычаи не мешало бы восстановить, так как они являются достойным примером наследования.