Задание. Прочитайте οтрывок из произведения М.М. Пришвин «Кладовая солнца» и найдите изобразительные средства: эпитеты (3), сравнения (1), олицетворения (3). Объясните, какова роль изобразительных средств в данном отрывке. Заполни таблицу.
С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их
корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь
обогнать друг друга... Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание,
сучьями - за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались
сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой
ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И
тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что
лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую
мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что
одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк
выл от неизбывной злобы к нему.
Одной из главных особенностей чудиков Василия Шукшина является то, что они жаждут справедливости, жаждут добиться правды, во что бы то ни стало. Пусть они будут оступаться на пути к поставленной цели, но они будут идти к ней преданно и до конца. Таким упорным, настойчивым, смелым и справедливым представляет читателю своего героя Шукшин в рассказе «Обида». В этом произведении речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Речь идет о... хамстве, обыкновенном хамстве. Сашка Ермолаев приходит в магазин, где обознавшаяся продавщица обвиняет его в том, что вчера он «скандалил» на весь магазин. Чудика это возмущает, он пытается доказать, что продавщица ошиблась, но не находит оправдания, а сталкивается с подхалимами и обиженный уходит домой. У входа в магазин герой пытается объясниться с одним из тех людей, которые безосновательно обвиняли его, даже приходит к нему домой, чтобы добиться правды. Но получает только удары от сынка этого подхалима. Главный персонаж рассказа - Сашка Ермолаев. Автор так и называет своего героя-чудика - Сашка («Сашку Ермолаева обидели…», «В субботу утром Сашка…», «Сашка, милый…»), а не Александр Ермолаев. Этим Василий Шукшин определяет чудика, как человека, благодаря использованию такого имени возникает некое родство, близость читателя и персонажа. В этом рассказе нет описания, ни внешности чудика, ни его жизни. Шукшин повествует читателю только об одном случае, произошедшем с главным героем, потому что главное для Василия Макаровича - выявить причину, по которой его герой оказался непонятым в обществе, показать его особенность. Сашка Ермолаев - удивительный человек. Его оскорбили, обвинили «всем магазином» в том, чего он не совершал, а он упорно доказывал, что ни в чем не виноват, пытался выяснить, почему некоторые люди подхалимничают, объяснить им, что так делать не нужно. Он не думал ни о какой мести, а наоборот, размышляя, почему люди ведут себя подло, льстят кому-то, предположил: «зря он так – не разобравшись, полез вступаться… Вообще поговорю. Может, он одинокий какой». Удивительная реакция: после всех унижений, чудика заботит то, что происходит в жизни совершенно чужого человека, несправедливо обвинившего его. Это характеризует героя рассказа, как человека доверчивого, добродушного, великодушного, честного, не на подхалимство, справедливого, упорного, ищущего и стремящегося к правде. Чудик, Сашка Ермолаев, человек ранимый, чувствительный, эмоциональный. Он очень переживает из-за ошибок, даже слишком переживает, его постоянно «трясет», «в груди что-то вскипает», он может плакать: «У Сашки навернулись на глаза слезы». А иногда «слезы наворачиваются» и от любви, от любви к родной дочке, от любви к самому дорогому, что у него есть. Чудик Василия Шукшина - совестливый, справедливый человек. Он борется за правду, он борется с ненормальным. В данном рассказе, герой бьется против подхалимства: «с какой же кстати он выскочил подхалимом? Что за манера? Что за проклятое желание угодить продавцу, чиновнику, хамоватому начальству?! Угодить во что бы то ни стало! Ведь сами расплодили хамов, сами! Пора же им и укорот сделать. Они же уже меры не знают…». К, сожалению, справедливый, благородный и добрый чудик одинок, и нередко испытывает чувство страха. Но он не трус, он может бояться, ведь особенность шукшинского героя в том, что он вообще может чувствовать. Главное, чудик готов смотреть в лицо опасности, чтобы добиться высшей правды. Его может «сломать» только боязнь за своих близких, родных: «У Сашки подкосились ноги: он решил, что что-то случилось с детьми - с Машей или с другой маленькой, которая только-только ещё начала ходить. Сашка даже не смог от испуга крикнуть…», боязнь за тех, кого он любит, за тех, кому он предан.
Литература других народов России в рассматриваемый период развивалась в том же примерно направлении, что и литература русского народа.
Под воздействием революционной действительности и демократических освободивших тенденций русской литературы в творчестве национальных писателей все резче проявляется обличение политического, социального и национального гнета, все более глубоко сказывается интерес к жизни трудящихся.
Борьба за лучшее будущее составляет пафос произведений, создаваемых на разных языках — и в литературах с богатыми национальными традициями, и в литературах только что возникших, младописьменных, и в творчестве народных певцов — импровизаторов.
Важное значение для упрочения и углубления демократических тенденций в литературах народов России имела революция 1905—1907 гг.
С ростом пролетарского движения появляется и тенденция к социалистическому реализму.
Большим богатством содержания, разнообразием форм отличалась в эту эпоху украинская литература, в которой жили традиции великого Шевченко и его младшей современницы — выдающейся демократической писательницы Марко Вовчок (М. А. Вилинская-Маркович). Огромную роль сыграл писатель-революционер, критик, философ, общественный деятель Западной Украины И. Я. Франко.