О творчестве Максима Горького много и часто писали критики и литературоведы. Уже в 1898 году критик Николай Константинович Михайловский написал статью «О М. Горьком и его героях», в которой анализировал ранние рассказы Горького, написанные им в 1892—1898 годах. Он пишет о том, что писатель раскрывает в своем творчестве мир босяков и показывает два устоя босяцкой жизни: свободолюбие и порочность. По мнению исследователя, герои Горького слишком много философствуют. Я считаю, что с этим утверждением трудно согласиться. Ранняя проза Максима Горького пронизана духом романтизма, вся соткана из глубочайших эмоциональных переживаний, высоких человеческих устремлений.
В своем рассказе «Макар Чудра» Горький пересказал легенду, услышанную во время путешествий по средней и южной России. Эта легенда соотнесена с размышлениями Макара о жизни человека. Главным в жизни для старого цыгана является свобода. В подтверждение этого, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре. Красота Радды не поддается описанию простыми словами. «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает?» У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце... Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!»
Герои горячо любили друг друга, но важнее этой любви для обоих была собственная свобода. «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, кем бы она стала?» — говорит Радда. Когда Радда требует от Лойко поклониться ей в ноги, тот отказывается и убивает ее, а она, умирая, благодарит за то, что он не подчинился ей и остался достойным ее любви. Автор высказывает мысль о том, что свобода и счастье несовместимы, если один человек должен покориться другому. Герои не показаны как борцы за свободу других людей. В основе рассказа лежит иная идея: прежде, чем бороться за других, человек должен обрести внутреннюю свободу. При этом у Лойко Зобара были задатки народного-героя, готового к самопожертвованию во имя другого человека: «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было».
Горький сталкивает две стихии — любовь и свободу. Любовь — союз равных, сущность любви — свобода. Но жизнь зачастую доказывает обратное — в любви один человек подчиняется другому. Поцеловав руку Радды, Лойко убивает ее. И автор, понимая, что у Зобара просто не было иного выхода, в то же время не оправдывает это убийство, карая Лойко рукой отца Радды. Радда же не зря умирает со словами: «Я знала, что ты так сделаешь!» Она тоже не смогла бы жить с Зобаром, унизившимся перед ней, потерявшим себя. Радда умирает счастливой — ее возлюбленный не разочаровал ее.
Пустая и никому не нужная церковь, церковка, как ласково называет её автор. И тут же подтверждает её главную роль: " Она хоть небольшая, церковка, а оживляла деревню (некогда сельцо) , собирала её вокруг себя, далеко выставляла напоказ". Даже в годы колхозов и атеизма она не перестаёт играть для жителей немаловажную роль, как маяк вселяет надежду и уверенность морякам в непогоду, так церковка, одним своим видом, людям сил прибавляла, и была неотъемлемой частью быта колхозников,… как небо привыкли видеть каждый день, так и её…". На операционном столе - единственная внучка немолодой учительницы. Перед глазами мелькают картины педагогической работы, о которой бабушка часто рассказывала внучке. И главный герой этих рассказов — третий в пятом ряду на фотографии — ученик, отчаянный, честный, прямолинейный и вместе с тем бесконечно смешливый мальчик Ваня Белов. Он своих одноклассников от плохих оценок и "страшных" контрольных. Он одинаково смело мог пройти по карнизу третьего этажа и вступить в спор c учителем, если видел несправедливость. Ваня Белом не просто врезался в память своей учительницы, он стал кумиром ее внучки. Судьба его была неизвестна пожилой женщине. В сознании ее смешалась тревога о ребенке, воспоминания об ученике, эпизоды из жизни единственного сына. Калейдоскоп мыслей и эмоций мелькал, сердце больно сжималось. Внучка Елизавета, ученик Ваня Белов, сын Володя. И надежда на внучки — врач Иван Сергеевич Белов! Бывшая учительница верила, что сейчас он ее внучку. И только после успешно завершившейся операции вспомнила, что отца ее ученика Вани Белова звали Андреем. А ее отчаянный и смелый ученик Иван Андреевич Белов пал смертью храбрых у города Пенцлау...
О творчестве Максима Горького много и часто писали критики и литературоведы. Уже в 1898 году критик Николай Константинович Михайловский написал статью «О М. Горьком и его героях», в которой анализировал ранние рассказы Горького, написанные им в 1892—1898 годах. Он пишет о том, что писатель раскрывает в своем творчестве мир босяков и показывает два устоя босяцкой жизни: свободолюбие и порочность. По мнению исследователя, герои Горького слишком много философствуют. Я считаю, что с этим утверждением трудно согласиться. Ранняя проза Максима Горького пронизана духом романтизма, вся соткана из глубочайших эмоциональных переживаний, высоких человеческих устремлений.
В своем рассказе «Макар Чудра» Горький пересказал легенду, услышанную во время путешествий по средней и южной России. Эта легенда соотнесена с размышлениями Макара о жизни человека. Главным в жизни для старого цыгана является свобода. В подтверждение этого, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре. Красота Радды не поддается описанию простыми словами. «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает?» У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце... Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!»
Герои горячо любили друг друга, но важнее этой любви для обоих была собственная свобода. «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, кем бы она стала?» — говорит Радда. Когда Радда требует от Лойко поклониться ей в ноги, тот отказывается и убивает ее, а она, умирая, благодарит за то, что он не подчинился ей и остался достойным ее любви. Автор высказывает мысль о том, что свобода и счастье несовместимы, если один человек должен покориться другому. Герои не показаны как борцы за свободу других людей. В основе рассказа лежит иная идея: прежде, чем бороться за других, человек должен обрести внутреннюю свободу. При этом у Лойко Зобара были задатки народного-героя, готового к самопожертвованию во имя другого человека: «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было».
Горький сталкивает две стихии — любовь и свободу. Любовь — союз равных, сущность любви — свобода. Но жизнь зачастую доказывает обратное — в любви один человек подчиняется другому. Поцеловав руку Радды, Лойко убивает ее. И автор, понимая, что у Зобара просто не было иного выхода, в то же время не оправдывает это убийство, карая Лойко рукой отца Радды. Радда же не зря умирает со словами: «Я знала, что ты так сделаешь!» Она тоже не смогла бы жить с Зобаром, унизившимся перед ней, потерявшим себя. Радда умирает счастливой — ее возлюбленный не разочаровал ее.