ЗАДАНИЯ К ФРАГМЕНТУ № 2 РОМАНА М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»
Утром на следующий день он подошел к Дону против хутора Татарского. Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. Потом снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку, конопляные хлопья, пузырек с ружейным маслом, зачем-то пересчитал патроны. Их было двенадцать обойм и двадцать шесть штук россыпью.
У крутояра лед отошел от берега. Прозрачно-зеленая вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев. Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели.
Ниже хутора он перешел Дон по синему, изъеденному ростепелью, мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Еще издали он увидел на спуске к пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не побежать к нему.
Мишатка обламывал свисавшие с камня ледяные сосульки, бросал их и внимательно смотрел, как голубые осколки катятся вниз, под гору.
Григорий подошел к спуску, задыхаясь, хрипло окликнул сына:
— Мишенька!.. Сынок!
Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца...
Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий, вспоминая там, в дубраве, своих детей, сейчас вылетели у него из памяти. Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово:
— Сынок... сынок...
Потом Григорий взял на руки сына. Сухими, исступленно горящими глазами жадно всматриваясь в его лицо, с Как же вы тут?.. Тетка, Полюшка — живые-здоровые? По-прежнему не глядя на отца, Мишатка тихо ответил:
— Тетка Дуня здоровая, Полюшка померла осенью... От глотошной. А дядя Михаил на службе...
Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына...
Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром.
(М. А. Шолохов «Тихий Дон»)
3.1. Многогранная картина мира, изображение исторических событий и повседневности, судеб отдельных личностей и судьбы страны позволяет определить жанр «Тихого Дона» как поэму, эпопею, повесть?
3.2. Как называется разновидность описания природы в художественном произведении («У крутояра лед отошел от берега...»)?
3.3. Для создания национального колорита Шолохов использует диалектизмы. Выпишите 2 примера диалектизмов из второго абзаца (в именительном падеже).
3.4. Как называется прием противопоставления, с которого писатель передает глубину переживаний героя («холодные ручонки сына» — «исступленно горящие глаза»)?
3.5. Выпишите из последнего абзаца эпитет, подчеркивающий равнодушное величие природы.
Задание с развернутым ответом ограниченного объема (5—10 предложений)
3.6. Почему роман «Тихий Дон» начинается и заканчивается описанием дома Мелеховых и в каких произведениях русской классики показывается история семьи?
Задания с развернутым ответом (сочинение)
3.7. В чем проявляется гуманизм «жестокой прозы» М.А. Шолохова? (По роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)
3.8. Почему автор отказывается от героизации образа Андрея Соколова? (По повести М.А. Шолохова «Судьба человека».)