Задания по роману " История одного города" Укажите важнейшие приметы жанровой формы «Истории одного города».
-Можно ли назвать ее романом, сказкой, исторической хроникой, социально-философской сатирой?
- Каковы важнейшие стороны российской жизни, становящиеся объектом осмеяния в «Истории одного города»?
-Со всеми ли писательскими интонациями и косвенными оценками русской жизни и истории можно согласиться?
-Укажите примеры проявления обозначенных в главе литературных понятий «комическое», «юмор», «сатира», «сарказм» в конкретных произведениях писателя.
-В чем, на ваш взгляд, причина обращения писателя в 80-е гг. XIX в. к жанру сказки?
-Чем отличается литературная сказка от фольклорной и какие черты народной сказки сохраняет Салтыков-Щедрин в своих произведениях? Каким образом автор выражает свою позицию в сказках?
-Приведите примеры прямой и косвенной оценки происходящего и действующих лиц сказок.
-Назовите образы и понятия из сказок Салтыкова-Щедрина, ставшие нарицательными.
-Объясните их нравственно-социальный смысл, современное понимание
Однако заметим, что рабская зависимость была настолько прочно вколочена в сознание Герасима, что выбить её из головы можно было лишь таким ужасным как убийство самого близкого существа. Самое неприятное во всей этой истории то, что на самом-то деле Герасим, как и любой человек, был свободен с самого начала, просто для осознания этого факта ему пришлось пройти через мучительный душевный кризис. Почему он не мог забрать собаку и вместе с ней уйти в деревню? Потому что был связан страхом. Когда он лишился единственного, что у него было, то и терять ему стало нечего. Потеряв страх, Герасим получил свободу.
Рассказ "Кавказский пленник" правдиво изображает подлинную картину природы Кавказа. Эти описания очень живописны сами по себе, но они несут и определенную смысловую нагрузку для понимания переживаний главных героев происходящих событий.
В начале описания природы встречаются не слишком часто. "Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге". Это объясняет, почему Жилин и Костылин тронулись в пути одни - было очень жарко.
"...кончилась степь, пошла дорога промеж двух гор в ущелье", - читаем мы и представляем богатство рельефа Кавказских гор, где равнина сменяется возвышенностями.
"Ехали они долго с горы на гору, переехали вброд реку, выехали на дорогу и поехали лощиной". Вот и река встретилась путникам.
..."дорога — под гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле нее" - описание аула.
"Была раз гроза сильная, и дождь час целый, как из ведра, лил. И помутились все речки, где брод был, там на три аршина вода пошла, камни ворочает. Повсюду ручьи текут, гул стоит по горам. Вот как гроза, везде по деревне ручьи бегут". Вот какие мощные ливни бывают в горах. Здесь повествование о готовящемся побеге набирает всё большей остроты, готовится кульминация события.
"...за горой, лощина, табун ходит, и аул другой в низочке виден. От аула другая гора — еще круче, а за той горой еще гора. Промеж гор лес синеется, а там еще горы всё выше и выше поднимаются. А выше всех — белые, как сахар, горы стоят под снегом. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит. На восход и на закат — всё такие же горы; кое-где аулы дымятся в ущельях". - Это уже побег, читателю понятно, что путь очень труден, дорога незнакома беглецам, горы бесконечны и вселяют безнадежность в успехе побега.
"Стало солнышко закатываться. Стали снеговые горы из белых — алые; в черных горах потемнело; из лощин пар поднялся...", " через двор под кручь к речке, перешли речку, пошли лощиной. Туман густой, да низом стоит, а над головой звезды виднешеньки. Жилин по звездам примечает, в какую сторону идти". "Поднялись на гору. Так и есть — лес. Вошли в лес, — по колючкам изодрали всё платье последнее" - тут всё и закончилось. Беглецов поймали, пригнали обратно и жизнь им уже кажется безнадежной.
После всех злоключений, когда Жилину удалось все-таки уйти из неволи, природа приносит ему желанное облегчение, разрешение всех страданий: «Вышел на край — совсем светло, как на ладошке перед ним степь и крепость, и налево, близехонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется и люди у костров…»