Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «Русская литература» Задание: ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных.
1. Направление, к которому относятся произведения В. Распутина «Уроки французского» А) реализм Б) классицизм С) романтизм D) сентиментализм [1
2. Какова тема рассказа В. Распутина «Уроки французского»? Укажите неправильный ответ.
А) взаимоотношения учителя и ученика Б) становление героя, приобретение им духовного опыта C) раннее взросление детей в трудные послевоенные годы D) дружба и предательство
Задание: аргументированно ответьте на вопрос, приведите цитаты в подтверждение
3. Почему герою рассказа В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», так дорога старая пожелтевшая фотография? Аргументируйте свой ответ при двух цитат. Задание: аргументированно ответьте на вопросы. 1. Определите тему и основную мысль рассказа Ч. Айтматова «Красное яблоко». В чем смысл названия произведения В. Распутина «Уроки французского»? Связан ли он с основной мыслью? Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор? Какие нравственные уроки вынес для себя герой из этой истории? Задание: напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем письменной работы – 120 - 150 слов.
1. Нравственные уроки Лидии Михайловны. Авторская позиция в произведении Распутина «Уроки французского». 2.
История одной фотографии (по рассказу В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»).
3. «Детская совесть в человеке - как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает». Каким образом автор пытается пробудить совесть в читателе?
Значение слова Старый по Ефремовой:
Старый - Тот, кто прожил много лет и достиг старости.1. Проживший много лет и достигший старости (противоп.: молодой).
2. Созданный давно, существующий долгое время (противоп.: новый). // Возникший давно, появившийся не теперь; давний. // Известный давно. // Многолетний, выдержанный (о вине). // перен. разг. Давно занимающийся какой-л. деятельностью; опытный, бывалый.
3. Бывший в употреблении, пользовании долго; поношенный, подержанный. // разг. Утративший свои качества, ставший несвежим от длительного хранения (о продуктах питания). // разг. Негодный, недействительный (по определенного срока или после использования).
4. Давно минувший (о времени).
5. Такой, который был в прежнее время. // Свойственный прежнему времени, характерный для него. // Устаревший, несовременный.
6. Сохранившийся от прежних, давних времен; старинный. // Ведущий свое начало, происхождение из далекого из старины (о роде, фамилии и т.п.).
7. Такой, который был раньше. // Предшествующий теперешнему. // Тот же, который был раньше.
8. Свойственный прежнему режиму, отжившему строю, характерный для них. 9. Связанный с принятым в Российском государстве до 1917 г. исчислением времени по юлианскому календарю (противоп.: новый). // Отмечаемый по юлианскому календарю.
Значение слова Старый по Ожегову:
Старый - О том, что давно известно, не новоСтарый Бывший прежде чего-нибудь другого, предшествующийСтарый Старинный, древнийСтарый Уже не действительный, негодныйСтарый Прежний, не современный, устаревшийСтарый Достигший старостиСтарый Давний, существующий с давнего времени, долгоСтарый Долго бывший в употребленииСтарый Не являющийся новичком, давно где-нибудь находящийся, живущий, работающий
Значение слова Старый по словарю синонимов:
Старый - престарелый
преклонный
древний
ветхий
дряхлый
престарелый
преклонный
древний
Значение слова Старый по словарю Ушакова:
СТАРЫЙ
ста рая, старое; стар, стара, старо. 1. Достигший старости; противоп. молодой. Старый человек. Старый конь борозды не испортит. Пословица. Стар, сударь, я нынче: при дворе что делать мне? Пушк . 2. Стариковский, старческий; противоп. молодой. Мой старый сон не тих и не безгрешен. Пушкин . 3. Давно существующий, не теперь появившийся; противоп. Новый. Со старыми знакомыми он пе рес.
Значение слова Старый по словарю Даля:
Старый
многолетний (многодневный и многовековой), противопол. новый. Старый дом, давно выстроенный, долго простоявший. Старый друг лучше новых двух. Новгород старый город,древний. Старый человек, противопол. молодой и середовой, преклонных лет, до
. Прочитайте V и VI явления IV действия драмы А. Островского «Бесприданница» (здесь и далее см. электронную хрестоматию). Выскажите своё суждение о желании Кнурова и Вожеватого «принять участие в судьбе» Ларисы. Обратите внимание на «купеческое слово», которое дают друг другу уважающие себя и уважаемые другими люди, принадлежащие к одному социальному сословию.
Теория литературы
Подтекст в литературе — скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учётом ситуации. В театре подтекст раскрывается актёрами посредством интонации, паузы, мимики, жеста.
Подводное течение, которое является синонимом подтекста, формирует чувства, эмоции, внутренние установки персонажей, исподволь влияющие на взаимоотношения персонажей, сюжет произведения.
3. Как в диалоге Ларисы и Паратова в явлении VII четвёртого действия раскрываются основные черты их характеров? Как этому особенности их речи: лексика, свойственная образованным людям, междометия, восклицательные и вопросительные предложения, создающие особую эмоциональность? Обратите также внимание на ремарки автора драмы, определите их роль в раскрытии психологических состояний героев, прежде всего — Ларисы.