Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету «Русская литература»
Понимание и ответы на вопросы - 5 минут
Задание 1
- Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».
- Подберите цитаты из текста, соответствующие характеристике
лирического героя.
- ответы внесите в таблицу.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Характеристика лирического героя
Цитата
Счастливый, любуется красотой морозного дня.
Любит жизнь, не хочет быть в теплой комнате, хочет отправиться на прогулку.
Герой молод, счастлив, представляет прогулку вместе со своей
Восхищается картиной природы
Призывает возлюбленную
полюбоваться красотой
[5]
Применение, анализ, синтез и оценка.
Задание 1 - 5 минут
Определите тему и идею рассказа А.Новоселова «Санькин марал».
Выразите свою точку зрения о том, как поступают герои.
Тема.
Идея.
Моё мнение
.
[3]
Задание 2 -5 минут
- Прочитайте 2отрывка из рассказа А.Новоселова «Санькин марал».
- Охарактеризуйте героев, выписывая в таблицу цитаты и детали.
А. В саду Алексея до сотни маралов. Отец прикрикнул строго:
-Замолчи ты, дуралей!
Он любовно погладил Саньку по вихрам.
Алексей подумал и прибавил:
-….только берут китаезы. Хорошие деньги нам отваливают.
-Твое дело, хозяйское. Поравнявшись с первым домом, он сплеча ударил лошадь толстой
плетеной нагайкой. Лошадь осела от неожиданности…
Сад у Алексея ширился и пополнялся новыми зверями.
В. -Чего тебе? - уже солидно по –мужицки, справлялся тот, и внушительно прибавил:
-Попрячется он у меня! Я покажу!
В серых глазах Саньки огоньком блеснула радость.
-Свой марал у меня.
-Я их сам снимать поеду. Тоже, дай Вам, так испортите и зверя, и рога.
Самому спокойнее.
Недетская серьезность.
- Норовистый ты, Санька. Все тебе выложи: куда что, да почему.
Санька ловит его!...Прежде Санька над ним плакал, когда он оставлял рога в руках хозяина. А вот теперь и этот сел на лошадь.
Санька поднял с земли тяжелые рога, вышел с ними в сад и, широко расставив ноги, показал маралу.
https://itexts.net/
Герои
Цитаты
Детали
Характеристика героя
Карпыч
Санька
[3]
Задание 3. – 5 минут
- Проанализируйте изобразительные средства и фигуры в отрывке и заполните таблицу.
Изобразительные средства
Примеры из текста
Роль изобразительных средств в тексте
Эпитеты
Метафоры
сравнения
[6]
Задание 4. – 5 минут
- Напишите краткий отзыв по прочитанному эпизоду о том, как поступил главный герой из рассказа А.Новоселова «Санькин марал».
- Выразите своё отношение к прочитанному тексту, используйте в своей работе изобразительные средства языка.
.
[3]
Оценка и сравнительный анализ 15 мин
Задание 1
- Прочитайте фрагменты из произведений О.Сулейменова, О.Блейка.
- Сопоставьте произведения по тематике, проблематике, жанру.
Фрагменты произведений
Общая тематика
Проблематика
Жанр
О.Сулейменов «Волчата»
С глотками в них входила жажда мести.
Кому?
Любому.
Лишь бы не простить.
И будут мстить
В отдельности,
Не вместе.
А встретятся -
Друг другу будут мстить.
И человек пошёл своей дорогой.
Куда?.. Зачем?..
Нам это не узнать.
Он был волчатник,
Но волчат не тронул,
Ребят уже не защищала мать...
https://www.stihi.ru/
О.Блейк «Тигр»
3. О.Блейк «Тигр»
Тигр, о тигр, светло горящий
В глубине полночной чащи,
Кем задуман огневой
Соразмерный образ твой?
В небесах или глубинах
Тлел огонь очей звериных?
Где таился он века?
Чья нашла его рука?
https://rustih.ru/
до 20:00 по Казахстану
Як часто в житті так буває: спочатку ми зробимо, а потім міркуємо, чи правильно це було. Так само вчинила й героїня п'єси Генріка Ібсена "Ляльковий дім". Чи не здається нам, читачам, безглуздим її вчинок: вісім років прожити разом із чоловіком, урятувати його в тяжкий час, а тоді, коли вже є домівка, малі діти, щастя, втекти? На перший погляд так, але кожен повинен поставити перед собою одне-єдине запитання, коли прочитає цю книгу: "А чи таким не вірним був цей крок? Що штовхнуло героїню на це?"
Здавалося б, вона має все, про що лише можна мріяти: діти, коханий чаловік, домівка, гроші (хоча й мало, але вистачає)... Проте я вважаю, що цей шлюб ще на самому початку був приречений на розлучення. Згадаємо, як Торвальд забороняє їсти улюблене печиво своїй дружині, мотивуючи це тим, що вона зіпсує свої прекрасні зуби. Чи стала би так робити людина, яка по-справжньому кохає? Мені здається, ні! А ялика у затишному домі Нори? Вона самотньо стоїть у кутку, забута всіми, майже не прикрашена. Я вважаю, що це образ-символ самої хозяйки: вона так само почувала себе поруч із чоловіком. Він - велика людина, він завжди повинен бути "на висоті", а хто вона? Лише його додаток у житті...
Таким чином, Нора й Торвальд розлучилися не через фальшивий вексель, як може подумати неуважний читач та сторонній глядач, а через моральний розлад у сім'ї: на Нору наче тиснуть всі ті умови життя, які створює їй чоловік: те не можна, сюди не ходи, грошей багато не витрачай, це не іж... Вона справді стала для нього іграшкою, його "лялькою-дружиною", як у батька була його "лялькою-донькою".