Задания суммативного оцениванияза 3 четверть по предмету «Русская ли- тература» 6 класс Всего: Задания 1. Прочитайте отрывок из повести Л. Толстого «Кавказский пленник». - Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и Хо- чется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной про- ститься, похорони, а там ис богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься». Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придется увидать. По- ехать; а если невеста хороша и жениться можно». Пошел он к полков- нику, выправил отпуск, простился с Товарищами, поставил своим солда- там четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать. На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость Ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ. Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе. Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят дожидаются. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги . Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге. 1. Разбейте карандашом текст на смысловые части. [1] 2. Озаглавьте отрывок. [1] 3. Составьте простой назывной план. [1] 4. Подберите к каждому пункту плана соответствующие цитаты. [1] 5.Напишите сравнительную характеристику Жилина и Костылина. [2] 2. ответьте кратко на вопрос. [1] Создавая портрет Дины, Толстой обращает внимание на то, что «как у Кошки, у Дины глаза в темноте светятся», а позже замечает, что Дина «побежала на гору, как козочка прыгает». Какое изобразительно- выразительное средство использует автор? С 3. Напишите эссе на тему: «Какое место в вашей жизни занимает друж- ба и почему?» Аргументируйте свое мнение (по произведению B. Высоц- кого «Песня о друге») примерами из жизни и стихотворения[14]
Я проситал одного из лучших произведений М.Ю. Лермонтова "Мцыри". В этом произведении рассказывается главном герое, которого зовут Мцыри. Во время войны с Грузией, когда Мцыри был младенцем, его вывезли с Родины. По дороге в Российский Монастырь Мцыри был очень слаб, капитан, который вёз его думал, что он умрёт по дрроге, но всё же он выжил. Мцыри был очень сильный по характеру, когда он умирал из его уст не проронилось ни жалостного звука. Это говорит о его сильном характере. Когда главный герой во время грозы бежал из монастыря, была гроза, лил дождь, но он не смотря на непогоду бежал на встречу к своей мечте! Это доказывает нам о его целеустремлённости.
Я думаю, что главный герой М.Ю.Лермонтова близок мне характером. Я не люблю жаловаться на свои проблемы и обладаю целеустремлённостью.
Если внимательно читать главу, нельзя не обратить внимания на символический черный цвет, с которым связывается «добрый человек» Пугачев. Эта связи постоянно подчеркиваются автором: «Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! — закричал я, — смотри: что там такое чернеется?»». «Я взглянул на палати и увидел черную бороду и сверкающие глаза". Черный цвет не может определять хорошего человека. Ямщик, всматриваясь в буран, помнится так говорит: "Должно быть, или волк, или человек". Вот и намечено единство двух сторон героя (волк и человек). И одновременно противопоставление доброго и злого в характере.