Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». А в грузинском языке это слово имеет смысл, как : пришелец, чужеземец, одинокий человек, не имеющий родных, близких. Страстную тоску передовых Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме «Мцыри». Прикоснуться к родной земле – вот о чем мечтал одинокий мальчик, выросший на чужбине в сумрачных монастырских стенах, «в тюрьме воспитанный цветок…». Как сон, проносились перед ним воспоминания о родных горах, вставал образ отца, отважного воина с гордым взором. Ему представлялся звон его кольчуги, блеск ружья. Помнил он и песни своих юных сестер. Решим во чтобы то ни стало найти путь домой, Мцыри убегает из монастыря ночью в грозу. В то время как распростертые на земле, трепещущие от страха монахи молят бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живет в дружбе с грозой. Проведя ночь на свободе, Мцыри просыпается на краю скалистой бездны, над пропастью, внизу шумит усиленный грозой бурный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья. Мцыри в дружбе с потоком, как и в дружбе с грозой. Ещё ближе узнаём мы этого юношу «могучего духа» в битве с барсом. Бешеный скачок зверя грозит ему смертью, но он предупреждает его верным ударом. Сердце Мцыри зажигается жаждой борьбы. Из этой борьбы он выходит победителем. Сцена с барсом является здесь такой же центральной, как «богатырский бой» в «Песне». На вопросы монаха, что делал он на воле, Мцыри отвечает: жил! А на вопрос, что он видел за стенами монастыря, рисует яркую картину поразившей его своей красотой земли. Он видел пышные поля, зеленые холмы, тёмные скалы, а вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы своей далёкой отчизны. Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье. Как землю нам больше небес не любить, - писал ещё подростком («Земля и небо»), а потому и монастырь , вырывающий человека из жизни, он изобразил как мрачную тюрьму. «Пламень, а не хлад» с юных лет таясь жил в груди героя поэмы. Огонь, который жёг его душу, к концу вспыхнул ярким пламенем. Состояние разочарованности, духовной усталости, демонической мрачности чуждо Мцыри. Тоска, испытываемая юношей, - это не состояние безнадежности и упадка, это – страстная, зовущая к борьбе тоска по идеалу. Совершенно другой характер, чем это было у романтика-индивидуалиста, носит и одиночество Мцыри. Он вырос одиноким, потому что его окружали чуждые по духу люди. Но он тяготится этим одиночеством и жаждет общения с людьми. Одиноким оказался Мцыри и в своей борьбе за права и свободу человека. Но он рвется к борьбе в рядах других, вместе со своим народом. Только так и можно понять слова Мцыри в его стремлении. Вместо призыва к покорности и смирению, молитвам и покаянию звучал голос его героя Мцыри, звавшего на волю:
От келий душных и молитв… В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалыَ, Где люди вольны как орлы.
Мцыри отказывается от рая и небесной отчизны во имя своей земной родины: Увы! – за несколько минут Между крутых и тёмных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял…
судьбы главного героя втом, что он был пленен («ребенка пленного он (генерал) вез»). Но характер Мцыри имел особый, он отказался от еды, из-за этих обстоятельств в нем развился «могучий дух ;го отцов». Умирающего мальчика оставили в монастыре, где его выходил один монах. Накануне принятия монашеского обета Мцыри сбежал из монастыря. Всё это время, которое он находился в монастыре, он страдал из-за отсутствия воли. Те три дня, которые он провел в лесу, воскресили его. Он увидел прекрасную природу, диких зверей, молодую девушку. Что делал он за стенами монастыря, сам Мцыри называет словом «жил». Просто жил. Он противопоставляет себя монахам: «Когда, столгясь на алтаре, вы ниц лежали на земле, я убежал». Монахи согласны со своим образом жизни, а Мцыри — нет. На воле Мцыри вспомнил об отчем доме и захотел найти дорогу к нему, но вернулся вновь к стенам монастыря. Он осознал, что свободу обрести ему не удастся людской» он не желает, потому что не верит в то, что люди, совершенно другие, могут ему Мцыри одинок в этом мире, он глубоко осознает и переживает свое одиночество. Битва с барсом — кульминационный момент поэмы. Мцыри победил в этой жестокой схватке. Он сам сравнивает себя с диким зверем, он уподобься ему, дух Мцыри ему, герой торжествовал, потому что доказал самому себе, что очень силен и духом, и телом. Но с судьбой, по мнению героя, спорить тщетно. Выражение «в тюрьме воспитанный цветок» говорит о том, как сам Мцыри воспринимает свою жизнь. Монастырь для него — тюрьма, хотя в прямом смысле слова это, естественно, не так. А он — цветок, который должен жить на лугу, только тогда он будет ярким и красивым. Мцыри умирает. Он перед смертью надеется на то, что его дух найдет себе приют. В конце исповеди он просит о том, чтобы перед смертью его унесли в сад, где он насладится природой Кавказа в последний раз. Смысл сравнений Мцыри жизни на воле и в монастыре такой: в монастыре он не был свободен, образ жизни в монастыре предопределен, расписан по часам. А на воле герой сам решал, что он будет делать. Монастырь — символический образ закрепощения человеческого духа.
Страстную тоску передовых Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме «Мцыри».
Прикоснуться к родной земле – вот о чем мечтал одинокий мальчик, выросший на чужбине в сумрачных монастырских стенах, «в тюрьме воспитанный цветок…».
Как сон, проносились перед ним воспоминания о родных горах, вставал образ отца, отважного воина с гордым взором. Ему представлялся звон его кольчуги, блеск ружья. Помнил он и песни своих юных сестер. Решим во чтобы то ни стало найти путь домой, Мцыри убегает из монастыря ночью в грозу. В то время как распростертые на земле, трепещущие от страха монахи молят бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живет в дружбе с грозой. Проведя ночь на свободе, Мцыри просыпается на краю скалистой бездны, над пропастью, внизу шумит усиленный грозой бурный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья. Мцыри в дружбе с потоком, как и в дружбе с грозой.
Ещё ближе узнаём мы этого юношу «могучего духа» в битве с барсом. Бешеный скачок зверя грозит ему смертью, но он предупреждает его верным ударом. Сердце Мцыри зажигается жаждой борьбы. Из этой борьбы он выходит победителем. Сцена с барсом является здесь такой же центральной, как «богатырский бой» в «Песне». На вопросы монаха, что делал он на воле, Мцыри отвечает: жил! А на вопрос, что он видел за стенами монастыря, рисует яркую картину поразившей его своей красотой земли. Он видел пышные поля, зеленые холмы, тёмные скалы, а вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы своей далёкой отчизны.
Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за
право людей на земное человеческое счастье.
Как землю нам больше небес не любить, -
писал ещё подростком («Земля и небо»), а потому и монастырь , вырывающий человека из жизни, он изобразил как мрачную тюрьму.
«Пламень, а не хлад» с юных лет таясь жил в груди героя поэмы. Огонь, который жёг его душу, к концу вспыхнул ярким пламенем. Состояние разочарованности, духовной усталости, демонической мрачности чуждо Мцыри. Тоска, испытываемая юношей, - это не состояние безнадежности и упадка, это – страстная, зовущая к борьбе тоска по идеалу. Совершенно другой характер, чем это было у романтика-индивидуалиста, носит и одиночество Мцыри. Он вырос одиноким, потому что его окружали чуждые по духу люди. Но он тяготится этим одиночеством и жаждет общения с людьми. Одиноким оказался Мцыри и в своей борьбе за права и свободу человека. Но он рвется к борьбе в рядах других, вместе со своим народом. Только так и можно понять слова Мцыри в его стремлении. Вместо призыва к покорности и смирению, молитвам и покаянию звучал голос его героя Мцыри, звавшего на волю:
От келий душных и молитв…
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалыَ,
Где люди вольны как орлы.
Мцыри отказывается от рая и небесной отчизны во имя своей земной родины:
Увы! – за несколько минут
Между крутых и тёмных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…
Почитай может найдёшь ответ!