Матрёнин двор – это символ мироустройства, где всё основано на любви, взаимо и бескорыстии. Сама Матрёна и есть тот неиссякаемый источник доброты, милосердия и ближним.
Главная героиня как-то поделилась с рассказчиком историей своей жизни. Сразу стало ясно, что судьба не слишком баловала её: потеря любимого Фаддея, потом смерть мужа и всех её шестерых детей, бесконечная работа на колхоз. Изба стала самым дорогим местом для старой, больной женщины. Всё её жилище – это отражение самой Матрены, всё в согласии с её образом жизни и нравом: старые желтенькие обои, ни в чём не видно желания выделиться. Была Матрёна бессребреницей. Трудясь то на колхоз, то на соседей, выполняла самую тяжёлую «мужицкую» работу. Но она не требует за это ни денег, ни слов благодарности. Всего богатства у старушки – криворогая коза. И она смиренно сносит всё, что преподносит ей судьба и люди, жертвуя собой без остатка. Именно поэтому автор называет её праведницей, без которой не стоит ни село, ни город, ни весь свет.
Вообще, со всем тем, что лежало за пределами двора Матрёны, у неё мало что получалось. Все попытки уладить дела с пенсией ни к чему не привели. Автор показывает, что мир жесток, жаден, а чаще всего равнодушен. Так равнодушна жена председателя колхоза, заставляющая Матрену работать почти даром, хотя та инвалид и тяжёлая работа ещё больше подрывает её здоровье. Равнодушен Фаддей, захотевший получить часть избы героини ещё до её смерти. Равнодушны люди, оплакивающие Матрёну после смерти. Лишь приёмная дочь Кира, в которую Матрёна всё же сумела вложить частицу своей доброты, искренне скорбит по ней.
Только Матрёнин двор милосерден и даёт жить старушке по её внутренним законам человечности. В её доме разлита особая душевная теплота. Это особенно отмечает рассказчик, который попав в орбиту Матрёниного двора, остро осознает, как не хватает такой отзывчивости, простосердечности, чуткости в окружающем мире. Поэтому разрушение дома и для героини, и для рассказчика – это символ утраты чего-то духовно важного.
Подводя итог, хочется сказать, что название «Матрёнин двор» очень символично, где двор – это даже не место, а символ миропорядка, построенного на заповедях добра, милосердия и бескорыстия.
Он утверждал, что все, написанное им, – о России. Эта тема получает развитие в цикле «На поле Куликовом», написанном в 1908 году, в неоконченной поэме «Возмездие» и в стихотворении «Скифы».
Патриотическая лирика Блока воплощена в цикле «На поле Куликовом». Куликовскую битву поэт изображает как символическое событие для России. Он предрекает, что таких битв, где будет решаться судьба Родины, будет еще много. Для утверждения этой мысли Блок употребляет прием повтора:
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла…
В этом цикле поэт пытается в истории Руси найти ответы на волнующие вопросы своего времени, древний мир противопоставлен современности. Герой выступает безымянным воином, тем самым судьба лирического героя отождествляется с судьбой Родины. Сражаясь в войске Дмитрия Донского, он полон патриотизма и любви к своей Отчизне. Блок, говоря о битве с татарами на Куликовом поле, мыслит широко, употребляет метафоры. В его изображении это не просто историческая битва, событиям поэт придает символический смысл. Войны между странами и народами не кончаются:
Завершает цикл стихотворение «Опять над полем Куликовым», в котором Блок еще яснее предупреждает о начале «высоких и мятежных дней» для современной России. Лирический герой говорит, обращаясь к самому себе: «Теперь твой час настал. – Молись!»
Многие мыслители того времени, например философ Вл. Соловьев, с большим беспокойством говорили о «желтой опасности», угрожающей России с Востока. Теории панмонголизма посвящено стихотворение Скифы И вечный бой! Покой нам только снится…
Блок считал, что в подобных битвах заложен некий таинственный смысл, который людям еще предстоит разгадать. Его лирический герой готов к решающему сражению, но ему не суждено принять в нем участия.
Матрёнин двор – это символ мироустройства, где всё основано на любви, взаимо и бескорыстии. Сама Матрёна и есть тот неиссякаемый источник доброты, милосердия и ближним.
Главная героиня как-то поделилась с рассказчиком историей своей жизни. Сразу стало ясно, что судьба не слишком баловала её: потеря любимого Фаддея, потом смерть мужа и всех её шестерых детей, бесконечная работа на колхоз. Изба стала самым дорогим местом для старой, больной женщины. Всё её жилище – это отражение самой Матрены, всё в согласии с её образом жизни и нравом: старые желтенькие обои, ни в чём не видно желания выделиться. Была Матрёна бессребреницей. Трудясь то на колхоз, то на соседей, выполняла самую тяжёлую «мужицкую» работу. Но она не требует за это ни денег, ни слов благодарности. Всего богатства у старушки – криворогая коза. И она смиренно сносит всё, что преподносит ей судьба и люди, жертвуя собой без остатка. Именно поэтому автор называет её праведницей, без которой не стоит ни село, ни город, ни весь свет.
Вообще, со всем тем, что лежало за пределами двора Матрёны, у неё мало что получалось. Все попытки уладить дела с пенсией ни к чему не привели. Автор показывает, что мир жесток, жаден, а чаще всего равнодушен. Так равнодушна жена председателя колхоза, заставляющая Матрену работать почти даром, хотя та инвалид и тяжёлая работа ещё больше подрывает её здоровье. Равнодушен Фаддей, захотевший получить часть избы героини ещё до её смерти. Равнодушны люди, оплакивающие Матрёну после смерти. Лишь приёмная дочь Кира, в которую Матрёна всё же сумела вложить частицу своей доброты, искренне скорбит по ней.
Только Матрёнин двор милосерден и даёт жить старушке по её внутренним законам человечности. В её доме разлита особая душевная теплота. Это особенно отмечает рассказчик, который попав в орбиту Матрёниного двора, остро осознает, как не хватает такой отзывчивости, простосердечности, чуткости в окружающем мире. Поэтому разрушение дома и для героини, и для рассказчика – это символ утраты чего-то духовно важного.
Подводя итог, хочется сказать, что название «Матрёнин двор» очень символично, где двор – это даже не место, а символ миропорядка, построенного на заповедях добра, милосердия и бескорыстия.
Он утверждал, что все, написанное им, – о России. Эта тема получает развитие в цикле «На поле Куликовом», написанном в 1908 году, в неоконченной поэме «Возмездие» и в стихотворении «Скифы».
Патриотическая лирика Блока воплощена в цикле «На поле Куликовом». Куликовскую битву поэт изображает как символическое событие для России. Он предрекает, что таких битв, где будет решаться судьба Родины, будет еще много. Для утверждения этой мысли Блок употребляет прием повтора:
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла…
В этом цикле поэт пытается в истории Руси найти ответы на волнующие вопросы своего времени, древний мир противопоставлен современности. Герой выступает безымянным воином, тем самым судьба лирического героя отождествляется с судьбой Родины. Сражаясь в войске Дмитрия Донского, он полон патриотизма и любви к своей Отчизне. Блок, говоря о битве с татарами на Куликовом поле, мыслит широко, употребляет метафоры. В его изображении это не просто историческая битва, событиям поэт придает символический смысл. Войны между странами и народами не кончаются:
Завершает цикл стихотворение «Опять над полем Куликовым», в котором Блок еще яснее предупреждает о начале «высоких и мятежных дней» для современной России. Лирический герой говорит, обращаясь к самому себе: «Теперь твой час настал. – Молись!»
Многие мыслители того времени, например философ Вл. Соловьев, с большим беспокойством говорили о «желтой опасности», угрожающей России с Востока. Теории панмонголизма посвящено стихотворение Скифы И вечный бой! Покой нам только снится…
Блок считал, что в подобных битвах заложен некий таинственный смысл, который людям еще предстоит разгадать. Его лирический герой готов к решающему сражению, но ему не суждено принять в нем участия.