В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
khokhr
khokhr
31.08.2020 20:01 •  Литература

Заполните таблицу цитатами из отрывка, характеризующими внешние и внутренние черты героев (3-5 примера). Сформулируйте свое отношение к героям отрывка,
поступкам, ситуации в графе «Комментарии»


Заполните таблицу цитатами из отрывка, характеризующими внешние и внутренние черты героев (3-5 приме

Показать ответ
Ответ:
snejanas1
snejanas1
11.01.2023 09:10

Тема урока: Человек и природа  в романе Ч. Айтматова  «Плаха».

Цели урока: 1. Добиться, чтобы учащиеся глубоко осмыслили прочитанные строки произведения, выработать умение  выделять из текста детали, характеризующие героя, выявлять взаимосвязь рассматриваемых явлений, делать обобщения.

2. Используя коллективные обучения, развивать критическое мышление, умение работать в коллективе, проявлять внимание к мнению других, развивать русскую речь учащихся.

3. Воспитывать чуткость, учить бережно относиться к природе, подвести школьников к осознанию таких нравственных  понятий, как долг, ответственность.

Оборудование урока: интерактивная доска, портрет Ч. Айтматова, цитаты, иллюстрации, словарные карточки,  куб с заданиями, музыка,  фломастеры, ватман.

Активизируемая лексика: плаха, катастрофа, гармония, милосердие.

Ι. Организационный момент. Целевая установка. Ознакомление с темой, задачами, структурой урока.

Побуждение.

(перед интерактивной доской)

-Хотите  узнать, что сегодня скрывается по ту сторону этого волшебного экрана?  

-Но прежде скажите, что  такое   ПРИРОДА?

(Значит всё: и животные, и птицы, и  растения являются лицом природы, олицетворяют природу?)

После проблем мира и войны проблема человека и земли, проблема отношений человека и природы – самая важная в нашей современности.          

И сегодня мы поговорим об этом.

                                      (Слайд №1)

-На уроке мы познакомились с романом Ч. Айтматова  «Плаха»,    прочитали   отрывки  из произведения.  Проблема угрозы  земному процветанию - центральная и в романе Ч.Айтматова «Плаха». К чему приводит безответственное отношение человека к окружающей его природе?

 

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём строки из стихотворения русского поэта Ф.И.Тютчева:  

                                     (Слайд №2)          

                      Не то, что мните вы, природа:

                      Не слепок, не бездушный лик-

                      В ней есть душа, в ней есть свобода,

                      В ней есть любовь, в ней есть язык...

(После пояснения слов мните  - думаете, предполагаете,  слепок- то, что слепили,  

лик (уст.) – лицо     учащиеся  записывают эпиграф в тетрадях.

                                                                           

                                         (Слайд №3)

« Мы  называем землю матерью, матушкой, кормилицей,  поём   ей  гимны.  Это лишь на словах. На деле мы поступаем  с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как все живые, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение».                                                  /Василий Белов/.

Роман начинается с многокрасочного описания природы Моюнкумов.          

Бескрайние степи, зеленые долины, высокогорные тропы – всё покоряет своей неповторимой красотой, все восхищает писателя.                                

                                           

                                             Слайд№ 4

«Не видно было ни конца, ни края этой земли. Всюду темные, едва угадываемые дали сливались со звездным небом. На десятках километров – «несть числа» быстроногим сайгакам, стада могучих яков, бесконечное количество мелкой живности и стаи птиц.  Но это «изначальное равновесие» - солнце в небе, пустынные горы, полная тишина -  попирается людьми. В древности охотники приходили, вооруженные стрелами, потом  появлялись с  «бабахающими ружьями». Но пришло время, и  «человекобоги»  стали устраивать облавы на машинах, прилетать на вертолетах – не охотники, а «расстрельщики», косящие всё живое, «как  будто сено на огороде».

               

- Какие чувства вы испытали при чтении?

Обратите внимание на выделенные слова.

-Возникали у вас какие – нибудь вопросы при чтении?

                                           

                                            Слайд№5-6

ΙΙΙ. Словарная работа.

   Плаха – обрубок дерева, на котором отсекали голову казнимого человека;

    место казни.

    катастрофа – крушение, несчастный случай  /апат/

    гармония – соответствие, согласие.

    милосердие- сострадание.

IV. Работа в микрогруппах (5 групп).

     - Сейчас каждая команда получит своё задание. Кому какое задание выпадет, определит куб. Каждый в группе работает над выпавшим заданием  сначала индивидуально, затем все вместе готовят ответ.  От группы выступит 1 человек.

Итог работы оформите на листе и поясните классу.

                               

                                   Слайд№ 7

Задания: 1) Опиши состояние Акбары, когда у неё забрали её волчат.

                   Подтверди   примерами из текста.                      

              2)  Сравни  Бостона и Базарбая.

              3)  Анализируй. /Тема, идея произведения, актуальность проблемы/.

               4) Синквейн  «Человек»,   «Волчица Акбара»                

♫   Время работы – 7 минут.  ( Пока группы работают, звучит тихая музыка).  

(1- Волк- хищник, злой, жестокий зверь, опасность, сила, выносливость, преданная семейная пара,  привязанность.)

                               

                                   Слайд№ 8-9

Объяснение:

0,0(0 оценок)
Ответ:
yMHNk1
yMHNk1
22.03.2020 12:30

Собар — один из важных «пунктов» чеченского характера — Нохчалла. Это черта, которая высоко ценится в шкале нравственных ценностей чеченцев. Муса Ахмадов, известный писатель, знаток народных традиций и фольклора, автор книги «Чеченская этика«, делится сегодня с читателями своим пониманием этого очень важного составляющего истинно национального характера. Собар — это понятие многогранное, и его можно перевести на русский язык несколькими словами: выдержка, терпение, терпимость.

 

   Собар къонаха (настоящего мужчины, почитаемого в народе), превосходит собар рядового, человека. Но собар къонаха не достигает уровня собара пра-ведника, в высшей степени богобоязненного человека. Именно собар такого уровня проявил один из нравственных стражей чеченского народа (устаз) Гази-Хаджи из Зандака. Гази-Хаджи — один из первых проповедников Накшбандийскоготариката(пути), основатель своего вирда (школы), который имел последователей в разных концах Чечни. Как свидетельствует народное предание, Гази-Хаджи постигло большое горе. В один из светлых дней начала осени, когда леса на склонах гор покрылись разноцветными яркими красками, Гази-Хаджи женил своего единственного сына. Уважаемые старики вместе с муллой побывали в доме родителей невесты. Уже был проведен ритуал скрепления судеб, как этого требует ислам, уже друзья жениха привезли невесту на пружинистом фаэтоне и поставили в угол дома за прозрачной белой занавеской, уже окрестности аула начали оглашаться веселыми мелодиями танцевальных ритмов, и горская свадьба -ловзар — начала набирать свои обороты. И вдруг раздался гром — убили жениха. Свадьба обернулась похоронной церемонией (тезет). Остались без единственного сына отец и мать, в первый же день замужества невеста стала вдовой.

      На второй день преследователи поймали убийцу. Им оказался молодой человек-односельчанин. «Какую форму смерти применить к нему?» — спросили несчастного отца. Не отвечая на вопрос, Гази-Хаджи сказал: «Не спешите убить.его. Я хочу его спросить. Скажи, почему ты убил моего сына?». Убийца долго молчал, потом ответил : «А какая разница? Что случилось, то случилось. Берите свою кровь«. «Для меня очень важно узнать причину«,- настаивал Гази-Хаджи. И убийца рассказал: «Я больше жизни любил ту девушку, которую вчера привезли в твой дом невестой. Она отвечала мне взаимностью. Мы намерены были соединить наши судьбы. Но родители девушки отдали ее за твоего сына, потому что он — сын очень уважаемого человека. Я не мог перенести это».

Люди застыли от удивления и негодования. Ими овладело желание быстрее расправиться с убийцей. Один Гази-Хаджи, казалось, был сдержан. После

недолгого раздумья он поднял руку и, сдерживая готовый выплеснуться наружу праведный гнев, сказал: «Люди! Что такое лишиться единственного сына, знает тот, кто это испытал. Но оттого, что мы убьем этого заблудшего, мой сын не воскреснет. Я знаю, что Богом мне дано право отомстить за своего сына. Но я помню и слова Бога: «Я с теми, кто терпелив, кто обладает собар«. Коран говорит: «Того, кто во имя Всевышнего отказывается от праведной мести, ждет в вечной жизни благодать от Него«. Удовлетворению праведной мести я предпочитаю надежду на вознаграждение Бога в вечной жизни«.

Толпа вздрогнула. У многих на глазах появились слезы. Послышались вскрики, некоторые впали в исступление. «Авлияъ!» — послышалось вокруг. — «Пусть Аллах вознаградит тебя, авлияъ, своей благосклонностью за твой благородный собар«. Гази-Хаджи сделал паузу, вслушиваясь в говор толпы, потом, когда установиласьтишина, произнес: «А эту несчастную девушку, которая в первую же ночь замужества стала вдовой, я выдаю за этого человека, и родителей девушки я согласиться с этим. Я хочу, чтобы они поселились на той возвышенности, что напротив моего дома, чтобы я мог их видеть каждый день«.

     Не было предела чувству глубокой благодарности праведнику. Люди плакали навзрыд. Умиротворившись они разошлись по домам. Убийца возвратился в отчий дом с любимой женой. Вскоре он поселился на том месте, где пожелал праведник. С тех пор Гази-Хаджи называли в народе не иначе как «Гази-Хаджи из Зандака, сломавший хребет шайтану«. Много лет спустя он совершил паломничество в Мекку, где и умер.

Собар нужен человеку не только, когда его втягивают в конфликт, или настигает горе, но и в быту: во взаимоотношениях с близкими, соседями, местным населением, в очереди за гуманитарной и т.д.

Объяснение:

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота