Заполните таблицу цитатами из отрывка, характеризующими внешние и внутренние черты героев (3-5 примера). Сформулируйте свое отношение к героям отрывка, поступкам, ситуации в графе «Комментарии»
Тема урока: Человек и природа в романе Ч. Айтматова «Плаха».
Цели урока: 1. Добиться, чтобы учащиеся глубоко осмыслили прочитанные строки произведения, выработать умение выделять из текста детали, характеризующие героя, выявлять взаимосвязь рассматриваемых явлений, делать обобщения.
2. Используя коллективные обучения, развивать критическое мышление, умение работать в коллективе, проявлять внимание к мнению других, развивать русскую речь учащихся.
3. Воспитывать чуткость, учить бережно относиться к природе, подвести школьников к осознанию таких нравственных понятий, как долг, ответственность.
Оборудование урока: интерактивная доска, портрет Ч. Айтматова, цитаты, иллюстрации, словарные карточки, куб с заданиями, музыка, фломастеры, ватман.
-Хотите узнать, что сегодня скрывается по ту сторону этого волшебного экрана?
-Но прежде скажите, что такое ПРИРОДА?
(Значит всё: и животные, и птицы, и растения являются лицом природы, олицетворяют природу?)
После проблем мира и войны проблема человека и земли, проблема отношений человека и природы – самая важная в нашей современности.
И сегодня мы поговорим об этом.
(Слайд №1)
-На уроке мы познакомились с романом Ч. Айтматова «Плаха», прочитали отрывки из произведения. Проблема угрозы земному процветанию - центральная и в романе Ч.Айтматова «Плаха». К чему приводит безответственное отношение человека к окружающей его природе?
Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём строки из стихотворения русского поэта Ф.И.Тютчева:
(Слайд №2)
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
(После пояснения слов мните - думаете, предполагаете, слепок- то, что слепили,
лик (уст.) – лицо учащиеся записывают эпиграф в тетрадях.
(Слайд №3)
« Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поём ей гимны. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как все живые, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение». /Василий Белов/.
Роман начинается с многокрасочного описания природы Моюнкумов.
Бескрайние степи, зеленые долины, высокогорные тропы – всё покоряет своей неповторимой красотой, все восхищает писателя.
Слайд№ 4
«Не видно было ни конца, ни края этой земли. Всюду темные, едва угадываемые дали сливались со звездным небом. На десятках километров – «несть числа» быстроногим сайгакам, стада могучих яков, бесконечное количество мелкой живности и стаи птиц. Но это «изначальное равновесие» - солнце в небе, пустынные горы, полная тишина - попирается людьми. В древности охотники приходили, вооруженные стрелами, потом появлялись с «бабахающими ружьями». Но пришло время, и «человекобоги» стали устраивать облавы на машинах, прилетать на вертолетах – не охотники, а «расстрельщики», косящие всё живое, «как будто сено на огороде».
- Какие чувства вы испытали при чтении?
Обратите внимание на выделенные слова.
-Возникали у вас какие – нибудь вопросы при чтении?
Слайд№5-6
ΙΙΙ. Словарная работа.
Плаха – обрубок дерева, на котором отсекали голову казнимого человека;
место казни.
катастрофа – крушение, несчастный случай /апат/
гармония – соответствие, согласие.
милосердие- сострадание.
IV. Работа в микрогруппах (5 групп).
- Сейчас каждая команда получит своё задание. Кому какое задание выпадет, определит куб. Каждый в группе работает над выпавшим заданием сначала индивидуально, затем все вместе готовят ответ. От группы выступит 1 человек.
Итог работы оформите на листе и поясните классу.
Слайд№ 7
Задания: 1) Опиши состояние Акбары, когда у неё забрали её волчат.
Подтверди примерами из текста.
2) Сравни Бостона и Базарбая.
3) Анализируй. /Тема, идея произведения, актуальность проблемы/.
4) Синквейн «Человек», «Волчица Акбара»
♫ Время работы – 7 минут. ( Пока группы работают, звучит тихая музыка).
Собар — один из важных «пунктов» чеченского характера — Нохчалла. Это черта, которая высоко ценится в шкале нравственных ценностей чеченцев. Муса Ахмадов, известный писатель, знаток народных традиций и фольклора, автор книги «Чеченская этика«, делится сегодня с читателями своим пониманием этого очень важного составляющего истинно национального характера. Собар — это понятие многогранное, и его можно перевести на русский язык несколькими словами: выдержка, терпение, терпимость.
Собар къонаха (настоящего мужчины, почитаемого в народе), превосходит собар рядового, человека. Но собар къонаха не достигает уровня собара пра-ведника, в высшей степени богобоязненного человека. Именно собар такого уровня проявил один из нравственных стражей чеченского народа (устаз) Гази-Хаджи из Зандака. Гази-Хаджи — один из первых проповедников Накшбандийскоготариката(пути), основатель своего вирда (школы), который имел последователей в разных концах Чечни. Как свидетельствует народное предание, Гази-Хаджи постигло большое горе. В один из светлых дней начала осени, когда леса на склонах гор покрылись разноцветными яркими красками, Гази-Хаджи женил своего единственного сына. Уважаемые старики вместе с муллой побывали в доме родителей невесты. Уже был проведен ритуал скрепления судеб, как этого требует ислам, уже друзья жениха привезли невесту на пружинистом фаэтоне и поставили в угол дома за прозрачной белой занавеской, уже окрестности аула начали оглашаться веселыми мелодиями танцевальных ритмов, и горская свадьба -ловзар — начала набирать свои обороты. И вдруг раздался гром — убили жениха. Свадьба обернулась похоронной церемонией (тезет). Остались без единственного сына отец и мать, в первый же день замужества невеста стала вдовой.
На второй день преследователи поймали убийцу. Им оказался молодой человек-односельчанин. «Какую форму смерти применить к нему?» — спросили несчастного отца. Не отвечая на вопрос, Гази-Хаджи сказал: «Не спешите убить.его. Я хочу его спросить. Скажи, почему ты убил моего сына?». Убийца долго молчал, потом ответил : «А какая разница? Что случилось, то случилось. Берите свою кровь«. «Для меня очень важно узнать причину«,- настаивал Гази-Хаджи. И убийца рассказал: «Я больше жизни любил ту девушку, которую вчера привезли в твой дом невестой. Она отвечала мне взаимностью. Мы намерены были соединить наши судьбы. Но родители девушки отдали ее за твоего сына, потому что он — сын очень уважаемого человека. Я не мог перенести это».
Люди застыли от удивления и негодования. Ими овладело желание быстрее расправиться с убийцей. Один Гази-Хаджи, казалось, был сдержан. После
недолгого раздумья он поднял руку и, сдерживая готовый выплеснуться наружу праведный гнев, сказал: «Люди! Что такое лишиться единственного сына, знает тот, кто это испытал. Но оттого, что мы убьем этого заблудшего, мой сын не воскреснет. Я знаю, что Богом мне дано право отомстить за своего сына. Но я помню и слова Бога: «Я с теми, кто терпелив, кто обладает собар«. Коран говорит: «Того, кто во имя Всевышнего отказывается от праведной мести, ждет в вечной жизни благодать от Него«. Удовлетворению праведной мести я предпочитаю надежду на вознаграждение Бога в вечной жизни«.
Толпа вздрогнула. У многих на глазах появились слезы. Послышались вскрики, некоторые впали в исступление. «Авлияъ!» — послышалось вокруг. — «Пусть Аллах вознаградит тебя, авлияъ, своей благосклонностью за твой благородный собар«. Гази-Хаджи сделал паузу, вслушиваясь в говор толпы, потом, когда установиласьтишина, произнес: «А эту несчастную девушку, которая в первую же ночь замужества стала вдовой, я выдаю за этого человека, и родителей девушки я согласиться с этим. Я хочу, чтобы они поселились на той возвышенности, что напротив моего дома, чтобы я мог их видеть каждый день«.
Не было предела чувству глубокой благодарности праведнику. Люди плакали навзрыд. Умиротворившись они разошлись по домам. Убийца возвратился в отчий дом с любимой женой. Вскоре он поселился на том месте, где пожелал праведник. С тех пор Гази-Хаджи называли в народе не иначе как «Гази-Хаджи из Зандака, сломавший хребет шайтану«. Много лет спустя он совершил паломничество в Мекку, где и умер.
Собар нужен человеку не только, когда его втягивают в конфликт, или настигает горе, но и в быту: во взаимоотношениях с близкими, соседями, местным населением, в очереди за гуманитарной и т.д.
Тема урока: Человек и природа в романе Ч. Айтматова «Плаха».
Цели урока: 1. Добиться, чтобы учащиеся глубоко осмыслили прочитанные строки произведения, выработать умение выделять из текста детали, характеризующие героя, выявлять взаимосвязь рассматриваемых явлений, делать обобщения.
2. Используя коллективные обучения, развивать критическое мышление, умение работать в коллективе, проявлять внимание к мнению других, развивать русскую речь учащихся.
3. Воспитывать чуткость, учить бережно относиться к природе, подвести школьников к осознанию таких нравственных понятий, как долг, ответственность.
Оборудование урока: интерактивная доска, портрет Ч. Айтматова, цитаты, иллюстрации, словарные карточки, куб с заданиями, музыка, фломастеры, ватман.
Активизируемая лексика: плаха, катастрофа, гармония, милосердие.
Ι. Организационный момент. Целевая установка. Ознакомление с темой, задачами, структурой урока.
Побуждение.
(перед интерактивной доской)
-Хотите узнать, что сегодня скрывается по ту сторону этого волшебного экрана?
-Но прежде скажите, что такое ПРИРОДА?
(Значит всё: и животные, и птицы, и растения являются лицом природы, олицетворяют природу?)
После проблем мира и войны проблема человека и земли, проблема отношений человека и природы – самая важная в нашей современности.
И сегодня мы поговорим об этом.
(Слайд №1)
-На уроке мы познакомились с романом Ч. Айтматова «Плаха», прочитали отрывки из произведения. Проблема угрозы земному процветанию - центральная и в романе Ч.Айтматова «Плаха». К чему приводит безответственное отношение человека к окружающей его природе?
Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём строки из стихотворения русского поэта Ф.И.Тютчева:
(Слайд №2)
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
(После пояснения слов мните - думаете, предполагаете, слепок- то, что слепили,
лик (уст.) – лицо учащиеся записывают эпиграф в тетрадях.
(Слайд №3)
« Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поём ей гимны. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как все живые, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение». /Василий Белов/.
Роман начинается с многокрасочного описания природы Моюнкумов.
Бескрайние степи, зеленые долины, высокогорные тропы – всё покоряет своей неповторимой красотой, все восхищает писателя.
Слайд№ 4
«Не видно было ни конца, ни края этой земли. Всюду темные, едва угадываемые дали сливались со звездным небом. На десятках километров – «несть числа» быстроногим сайгакам, стада могучих яков, бесконечное количество мелкой живности и стаи птиц. Но это «изначальное равновесие» - солнце в небе, пустынные горы, полная тишина - попирается людьми. В древности охотники приходили, вооруженные стрелами, потом появлялись с «бабахающими ружьями». Но пришло время, и «человекобоги» стали устраивать облавы на машинах, прилетать на вертолетах – не охотники, а «расстрельщики», косящие всё живое, «как будто сено на огороде».
- Какие чувства вы испытали при чтении?
Обратите внимание на выделенные слова.
-Возникали у вас какие – нибудь вопросы при чтении?
Слайд№5-6
ΙΙΙ. Словарная работа.
Плаха – обрубок дерева, на котором отсекали голову казнимого человека;
место казни.
катастрофа – крушение, несчастный случай /апат/
гармония – соответствие, согласие.
милосердие- сострадание.
IV. Работа в микрогруппах (5 групп).
- Сейчас каждая команда получит своё задание. Кому какое задание выпадет, определит куб. Каждый в группе работает над выпавшим заданием сначала индивидуально, затем все вместе готовят ответ. От группы выступит 1 человек.
Итог работы оформите на листе и поясните классу.
Слайд№ 7
Задания: 1) Опиши состояние Акбары, когда у неё забрали её волчат.
Подтверди примерами из текста.
2) Сравни Бостона и Базарбая.
3) Анализируй. /Тема, идея произведения, актуальность проблемы/.
4) Синквейн «Человек», «Волчица Акбара»
♫ Время работы – 7 минут. ( Пока группы работают, звучит тихая музыка).
(1- Волк- хищник, злой, жестокий зверь, опасность, сила, выносливость, преданная семейная пара, привязанность.)
Слайд№ 8-9
Объяснение:
Собар — один из важных «пунктов» чеченского характера — Нохчалла. Это черта, которая высоко ценится в шкале нравственных ценностей чеченцев. Муса Ахмадов, известный писатель, знаток народных традиций и фольклора, автор книги «Чеченская этика«, делится сегодня с читателями своим пониманием этого очень важного составляющего истинно национального характера. Собар — это понятие многогранное, и его можно перевести на русский язык несколькими словами: выдержка, терпение, терпимость.
Собар къонаха (настоящего мужчины, почитаемого в народе), превосходит собар рядового, человека. Но собар къонаха не достигает уровня собара пра-ведника, в высшей степени богобоязненного человека. Именно собар такого уровня проявил один из нравственных стражей чеченского народа (устаз) Гази-Хаджи из Зандака. Гази-Хаджи — один из первых проповедников Накшбандийскоготариката(пути), основатель своего вирда (школы), который имел последователей в разных концах Чечни. Как свидетельствует народное предание, Гази-Хаджи постигло большое горе. В один из светлых дней начала осени, когда леса на склонах гор покрылись разноцветными яркими красками, Гази-Хаджи женил своего единственного сына. Уважаемые старики вместе с муллой побывали в доме родителей невесты. Уже был проведен ритуал скрепления судеб, как этого требует ислам, уже друзья жениха привезли невесту на пружинистом фаэтоне и поставили в угол дома за прозрачной белой занавеской, уже окрестности аула начали оглашаться веселыми мелодиями танцевальных ритмов, и горская свадьба -ловзар — начала набирать свои обороты. И вдруг раздался гром — убили жениха. Свадьба обернулась похоронной церемонией (тезет). Остались без единственного сына отец и мать, в первый же день замужества невеста стала вдовой.
На второй день преследователи поймали убийцу. Им оказался молодой человек-односельчанин. «Какую форму смерти применить к нему?» — спросили несчастного отца. Не отвечая на вопрос, Гази-Хаджи сказал: «Не спешите убить.его. Я хочу его спросить. Скажи, почему ты убил моего сына?». Убийца долго молчал, потом ответил : «А какая разница? Что случилось, то случилось. Берите свою кровь«. «Для меня очень важно узнать причину«,- настаивал Гази-Хаджи. И убийца рассказал: «Я больше жизни любил ту девушку, которую вчера привезли в твой дом невестой. Она отвечала мне взаимностью. Мы намерены были соединить наши судьбы. Но родители девушки отдали ее за твоего сына, потому что он — сын очень уважаемого человека. Я не мог перенести это».
Люди застыли от удивления и негодования. Ими овладело желание быстрее расправиться с убийцей. Один Гази-Хаджи, казалось, был сдержан. После
недолгого раздумья он поднял руку и, сдерживая готовый выплеснуться наружу праведный гнев, сказал: «Люди! Что такое лишиться единственного сына, знает тот, кто это испытал. Но оттого, что мы убьем этого заблудшего, мой сын не воскреснет. Я знаю, что Богом мне дано право отомстить за своего сына. Но я помню и слова Бога: «Я с теми, кто терпелив, кто обладает собар«. Коран говорит: «Того, кто во имя Всевышнего отказывается от праведной мести, ждет в вечной жизни благодать от Него«. Удовлетворению праведной мести я предпочитаю надежду на вознаграждение Бога в вечной жизни«.
Толпа вздрогнула. У многих на глазах появились слезы. Послышались вскрики, некоторые впали в исступление. «Авлияъ!» — послышалось вокруг. — «Пусть Аллах вознаградит тебя, авлияъ, своей благосклонностью за твой благородный собар«. Гази-Хаджи сделал паузу, вслушиваясь в говор толпы, потом, когда установиласьтишина, произнес: «А эту несчастную девушку, которая в первую же ночь замужества стала вдовой, я выдаю за этого человека, и родителей девушки я согласиться с этим. Я хочу, чтобы они поселились на той возвышенности, что напротив моего дома, чтобы я мог их видеть каждый день«.
Не было предела чувству глубокой благодарности праведнику. Люди плакали навзрыд. Умиротворившись они разошлись по домам. Убийца возвратился в отчий дом с любимой женой. Вскоре он поселился на том месте, где пожелал праведник. С тех пор Гази-Хаджи называли в народе не иначе как «Гази-Хаджи из Зандака, сломавший хребет шайтану«. Много лет спустя он совершил паломничество в Мекку, где и умер.
Собар нужен человеку не только, когда его втягивают в конфликт, или настигает горе, но и в быту: во взаимоотношениях с близкими, соседями, местным населением, в очереди за гуманитарной и т.д.
Объяснение: