ЗАРАНЕЕ Свинья под дубом
1 Определите тему басни И А. Крылова. 2 Какими пюдскими качествами наделены Свинья и Ворон? 3 Чо олицетворяет собою Дуб? Почему он назван в басне «вековым»? 4 Узнайте по «Словарю паронимов» значение слов «невежда» и «невежа». Кто такой «невежа», а кого мы называем «невеждами»? 5 Найдите и прочитайте мораль басни. Как вы ее понимаете? Устарела ли она? 6 Сравните басни Эзопа и И. А. Крылова Какая из басен прозаическая, а какая-поэтическая? Докажите это примерами из текста.
Мой любимый писатель-классик — Антон Павлович Чехов. Он писал маленькие рассказы и повести, в которых изображал реальную жизнь. Его произведения смешные и грустные одновременно. В них
нет лишних подробностей, потому что Чехов говорил: «Краткость-сестра таланта». Каждое его слово продумано и отточено, поэтому его рассказы так легко и интересно читать. Рассказ «Толстый и тонкий» тоже короткий, но в нем много смысла. На вокзале встречаются два бывших одноклассника. Один из них — толстый, другой — тонкий. Мы сразу видим, что они по-разному живут: толстый богат, а тонкий — нет. Тонкий сам несет узлы, у него усталый вид. Когда они здороваются, то мы узнаем их имена: Михаил и Порфирий. Порфирий — это тонкий. Он начинает хвастаться своими успехами. Толстый слушает внимательно и задает вопросы — видно, что он рад встрече.
Чехов несколькими штрихами показывает характер персонажей: Михаил улыбается, искренне радуется, а Порфирий даже не смотрит на него, он увлечен собой. Кажется, что это тонкий — большой начальник. На самом деле — нет. Михаил говорит, что он — тайный советник и у него есть ордена. Все сразу же меняется: тонкий угодливо кланяется, называет его «ваше превосходительсгво». Когда толстый просит его себя так не вести, тот только противно хихикает в ответ. Толстый спешит побыстрее закончить разговор. Мне кажется, что Чехов хотел показать, что все — люди и не надо унижаться перед вышестоящими. Еще он хотел показагь, что бюрократическая система убивает все человеческие чувства в людях. Мне было смешно, но описанная ситуация скорее грустная. Ведь встретились два старых приятеля, которые давно не виделись — им бы по-дружески поболтать и порадоваться. А вышло, что оба они обиделись друг на друга.
В рассказе А.П. Чехова “Толстый и тонкий” рассматривается часто встречающаяся в русской литература тема “маленького человека”. Но если, например, в повести Гоголя “Шинель” этот человечек рассматривается с состраданием, то в рассказе Чехова акцент сделал на том, что маленький человек сам выбирает свою роль.
Фабула произведения такова: два старых товарища случайно встречаются на вокзале и ведут обычный для подобных встреч диалог — вспоминают, кого как звали в школе, рассказывают о семьях, о карьере. Разговор о карьере и становится переломным моментом в диалоге: как только тонкий узнаёт, что его школьный друг дослужился до тайного советника, лицо его преображается, сам он словно сжимается и начинает лебезить и обращаться к другу “ваше превосходительство”. Несмотря на то, что толстому это чинопочитание не по нраву, о чём он прямо говорит, тонкий не может перестать пресмыкаться.
Интересен тот факт, что у тонкого нет абсолютно никаких причин лебезить перед своим старым другом: он никак от него не зависит. Более того. если бы он не менял линию поведения, он, вероятно, получил бы влиятельного друга — ведь именно от “благоговения, сладости и почтительной кислоты” толстый спешит закончить встречу со своим старым приятелем. Очевидно, что в реакции толстого на унижающегося перед ним тонкого Чехов демонстрирует не только и не столько отношение высоких чинов к людям, стремящимся им угодить, сколько своё отношение к людям такого склада — похожий типаж он изображает также в рассказах “Смерть чиновника” и “Хамелеон”. Чехову отвратительна тяга людей к пресмыкательству, унижению перед “людьми высшего порядка”. Что примечательно, такие люди в рассказах Чехова и сами не в восторге от того, что им вылизывают сапоги — то есть писатель видит пресмыкательство занятием не только унизительным, но и бесполезным.
Таким образом, в коротком сатирическом(можно даже назвать его анекдотичным) рассказе рассматривается типичная для творчества Чехова проблема раболепия. Он рассматривает конфликт внутри самого человека — борьбу чувства собственного достоинства и животного преклонения “гамма-самца” перед “альфа-самцом”. Унижающийся человек всегда проигрывает, и в первую очередь он проигрывает самому себе. Только и остаётся ему после этого, что стоять вместе с сыном и женой-лютеранкой, приятно ошеломлённым встречей с существом, как ему кажется, высшего порядка.