1. (0, ) Виконайте множення: — 5,3 -(-2). a) 10,6; 6)-10,6; 6)1,06; 2)106.
2. (0, ) Виконайте ділення: — 14:
2
5)
7
a) 4; 6) – 4; 6) 49; 2) -49.
3. (0, ) Розв'яжіть рівняння: — 4х =-5,2.
a)-1,3; 6) 1,3; 6)13; 2) -13.
4. (0, ) Знайдіть квадрат числа — 0,4.
a) 0,8; 6) 1,6; 6)-0,16; 2) 0,16.
5. (За кожну відповідність - 0, ) Установіть відповідність
(1-4) та їх значеннями (а-д).
1)-6,1·2,5; а) — 10,4;
2) -0,4.(-2,3) б) 1,5;
3) 7,28:(-0,7) 6) -15,25;
4) - 21:(-14) 2) 0,92;
д) 15,25.
5. ( ) Спростіть вираз – 2,4a-10b .
с
12
1
. ( ) Обчисліть – 6: - +4:(- 0,01)+12.
6
родолжаем рассматривать системы линейных уравнений. Этот урок является третьим по теме. Если вы смутно представляете, что такое система линейных уравнений вообще, чувствуете себя чайником, то рекомендую начать с азов на странице Как решить систему линейных уравнений? Далее полезно изучить урок Правило Крамера. Матричный метод.
Метод Гаусса – это просто! Почему? Известный немецкий математик Иоганн Карл Фридрих Гаусс еще при жизни получил признание величайшего математика всех времен, гения и даже прозвище «короля математики». А всё гениальное, как известно – просто! Кстати, на деньги попадают не только лохи, но еще и гении – портрет Гаусса красовался на купюре в 10 дойчмарок (до введения евро), и до сих пор Гаусс загадочно улыбается немцам с обычных почтовых марок.
Метод Гаусса прост тем, что для его освоения ДОСТАТОЧНО ЗНАНИЙ ПЯТИКЛАССНИКА. Необходимо уметь складывать и умножать! Не случайно метод последовательного исключения неизвестных преподаватели часто рассматривают на школьных математических факультативах. Парадокс, но у студентов метод Гаусса вызывает наибольшие сложности. Ничего удивительного – всё дело в методике, и я постараюсь в доступной форме рассказать об алгоритме метода.
Сначала немного систематизируем знания о системах линейных уравнений. Система линейных уравнений может:
1) Иметь единственное решение.
2) Иметь бесконечно много решений.
3) Не иметь решений (быть несовместной).
Метод Гаусса – наиболее мощный и универсальный инструмент для нахождения решения любой системы линейных уравнений. Как мы помним, правило Крамера и матричный метод непригодны в тех случаях, когда система имеет бесконечно много решений или несовместна. А метод последовательного исключения неизвестных в любом случае приведет нас к ответу! На данном уроке мы опять рассмотрим метод Гаусса для случая №1 (единственное решение системы), под ситуации пунктов №№2-3 отведена статья Несовместные системы и системы с общим решением. Замечу, что сам алгоритм метода во всех трёх случаях работает одинаково.
Вернемся к простейшей системе с урока Как решить систему линейных уравнений?
и решим ее методом Гаусса.
На первом этапе нужно записать расширенную матрицу системы:
. По какому принципу записаны коэффициенты, думаю, всем видно. Вертикальная черта внутри матрицы не несёт никакого математического смысла – это просто отчеркивание для удобства оформления.
Справка: рекомендую запомнить термины линейной алгебры. Матрица системы – это матрица, составленная только из коэффициентов при неизвестных, в данном примере матрица системы: . Расширенная матрица системы – это та же матрица системы плюс столбец свободных членов, в данном случае: . Любую из матриц можно для краткости называть просто матрицей.
После того, как расширенная матрица системы записана, с ней необходимо выполнить некоторые действия, которые также называются элементарными преобразованиями.
Существуют следующие элементарные преобразования:
1) Строки матрицы можно переставлять местами. Например, в рассматриваемой матрице можно безболезненно переставить первую и вторую строки:
2) Если в матрице есть (или появились) пропорциональные (как частный случай – одинаковые) строки, то следует удалить из матрицы все эти строки кроме одной. Рассмотрим, например матрицу . В данной матрице последние три строки пропорциональны, поэтому достаточно оставить только одну из них: .
3) Если в матрице в ходе преобразований появилась нулевая строка, то ее также следует удалить. Рисовать не буду, понятно, нулевая строка – это строка, в которой одни нули.
4) Строку матрицы можно умножить (разделить) на любое число, отличное от нуля. Рассмотрим, например, матрицу . Здесь целесообразно первую строку разделить на –3, а вторую строку – умножить на 2: . Данное действие очень полезно, поскольку упрощает дальнейшие преобразования матрицы.
5) Это преобразование вызывает наибольшие затруднения, но на самом деле ничего сложного тоже нет. К строке матрицы можно прибавить другую строку, умноженную на число, отличное от нуля. Рассмотрим нашу матрицу из практического примера: ответ:
Пошаговое объяснение:
Пошаговое объяснение:
задача решается при кругов Эйлера
у нас
всего 35
ф =24
в = 18
б =12
ф+в =10
ф+б = 8
в+б =5
будем смотреть на круги и считать
если мы сложим ф+в просто как 24+18 то увидим, что те, кто занимается двумя этими видами одновременно, учтутся 2 раза. поэтому правильное объединение множеств будет ф∪в = 24+18-10
если мы сюда добавим баскетбол просто как 12, то увидим, что дважды учтутся те, кто занимается ф+б и в+б. поэтому их надо тоже вычесть
т.о. получится такое объединение множеств ф∪в∪б = 24+18-10+12-8-5
но при этом те, кто занимается сразу всеми видами отнялись дважды.
поэтому их надо прибавить еще раз. их у нас Х.
вот, получили формулу
ф∪в∪б = 24+18-10+12-8-5+ Х =35
31+Х=35
Х=4
теперь заполним круги и проверим весь счет
Ф =10+6+4+4=24
в = 7+6+4+1=18
б = 4+4+1+3=12
ф+в 6+4=10
в+б = 4+1=5
ф+б = 4+4 = 8
10+6+7+4+4+1+3=35
круги Эйлера построены верно, задача решена верно - сразу тремя видами спорта занимаются 4 ученика