Чертёж — графическое изображение материального, либо нематериального, виртуального, объекта, изготавливаемое с применением в процессе его изготовления различного вида машин, механизмов, и материалов, иногда имеющее при этом определенные, общепринятые, данные (размеры, масштаб, технические требования) необходимые в некоторых случаях для изготовления, и контролирования процесса изготовления, объекта изображенного на чертеже.
Чертёж — один из видов конструкторских документов[1]. Правила графического отображения вырабатывались веками и установившаяся сейчас система практически едина для всех стран и в наибольшей степени соответствует особенностям человеческого мозга в восприятии объектов окружающего мира. Современным высокотехнологическим машинам для работы чертежи не нужны - они работают с математическими моделями объектов. Легко прослеживается связь - образец эталон - математическая модель - воспроизведение ее в металле. Где здесь человек? Он должен настроить машину и проконтролировать величину отклонений геометрии продукции от эталонной модели. В традиционном для 20-го века производственном процессе, при котором функции системы управления выполняет человек, для обеспечения удобства в восприятии им, изготавливаемого объекта, вместо математической модели используют графическую модель на бумажном носителе. Для сокращения объемов информации, модель разбивают на элементарные геометрические фигуры, фактически выполняя этим графическое кодирование - знак диаметра и две цифры несут информацию об объекте в математике известном как "геометрическое место точек равно удаленных...". Работать геометрическими формами сложно - если поверхность не сводится к элементарным геометрическим формам - ее выводят по точкам. А точечные поверхности воспроизводят путем интерполяции их различного рода устройствами имеющими программное управление (в том числе и механическими копирами). Здесь имеет место следующая связь - образец эталон - графическая модель - воспроизведение ее в металле. Удобства очевидны: графическая модель - чертеж, легко тиражируется, она дешева - можно напечатать большое количество экземпляров. Именно удобство в работе позволяет чертежам, как сейчас, так и в обозримом будущем, оставаться полноправными участниками производственного процесса: машины работают с 3D моделями, а человек с чертежами. Пока трудно представить, что у рабочего в тумбочке рядом с фрезами лежит планшет или ноутбук и вряд-ли такое произойдет в ближайшее время, т.к. размеры чертежа порой достигают нескольких метров и рассматривать такое чудо на экране 10" просто неудобно, а голографические чертежи которые могли бы и подойти для этих целей, пока еще не разработаны конструкторами, и на их разработку, и внедрение, нужно время, но даже и при их внедрении в производство, чертежи все равно остаются быть незаменимыми, так как они представляют собой копиию электронной закодированной информации, и при поломке электроники, и полной утрате электронных файлов с помещенной на них информацией, по чертежам можно гораздо быстрее, наглядным образом, ознакомиться с этой информацией вновь, а так же и предотвратить в определенных случаях возможность ее утраты. Таким образом чертежи выполненяются по правилам - представляющим собой, правила кодирования информации об объекте, с целью сокращения ее объема.
Чертёж — один из видов конструкторских документов[1]. Правила графического отображения вырабатывались веками и установившаяся сейчас система практически едина для всех стран и в наибольшей степени соответствует особенностям человеческого мозга в восприятии объектов окружающего мира. Современным высокотехнологическим машинам для работы чертежи не нужны - они работают с математическими моделями объектов. Легко прослеживается связь - образец эталон - математическая модель - воспроизведение ее в металле. Где здесь человек? Он должен настроить машину и проконтролировать величину отклонений геометрии продукции от эталонной модели. В традиционном для 20-го века производственном процессе, при котором функции системы управления выполняет человек, для обеспечения удобства в восприятии им, изготавливаемого объекта, вместо математической модели используют графическую модель на бумажном носителе. Для сокращения объемов информации, модель разбивают на элементарные геометрические фигуры, фактически выполняя этим графическое кодирование - знак диаметра и две цифры несут информацию об объекте в математике известном как "геометрическое место точек равно удаленных...". Работать геометрическими формами сложно - если поверхность не сводится к элементарным геометрическим формам - ее выводят по точкам. А точечные поверхности воспроизводят путем интерполяции их различного рода устройствами имеющими программное управление (в том числе и механическими копирами). Здесь имеет место следующая связь - образец эталон - графическая модель - воспроизведение ее в металле. Удобства очевидны: графическая модель - чертеж, легко тиражируется, она дешева - можно напечатать большое количество экземпляров. Именно удобство в работе позволяет чертежам, как сейчас, так и в обозримом будущем, оставаться полноправными участниками производственного процесса: машины работают с 3D моделями, а человек с чертежами. Пока трудно представить, что у рабочего в тумбочке рядом с фрезами лежит планшет или ноутбук и вряд-ли такое произойдет в ближайшее время, т.к. размеры чертежа порой достигают нескольких метров и рассматривать такое чудо на экране 10" просто неудобно, а голографические чертежи которые могли бы и подойти для этих целей, пока еще не разработаны конструкторами, и на их разработку, и внедрение, нужно время, но даже и при их внедрении в производство, чертежи все равно остаются быть незаменимыми, так как они представляют собой копиию электронной закодированной информации, и при поломке электроники, и полной утрате электронных файлов с помещенной на них информацией, по чертежам можно гораздо быстрее, наглядным образом, ознакомиться с этой информацией вновь, а так же и предотвратить в определенных случаях возможность ее утраты. Таким образом чертежи выполненяются по правилам - представляющим собой, правила кодирования информации об объекте, с целью сокращения ее объема.