Первые записи фольклорных текстов о Сияжаре были сделаны В. Радаевым еще в начале 1930-х годов. Почти за сорок лет им было собрано немало легенд и преданий, бытовавших в мордовских селах Самарской области, а позднее зафиксированных и в мордовских селениях Оренбуржья. В этих 38 сказаниях Сияжар — человек-герой, предводитель мордовского народа во время его борьбы против татарских и ногайских орд в XV-XVI веках. Главное в «Сияжаре», как в произведении народного эпоса, — идея защиты родной страны.Сияжар — имя мордовского богатыря, который был вынужден прервать свой мирный труд. Он вместе с русскими воеводами идет защищать свой край от ногайцев.
Сказ первый
Молод Сияжар, силен и крепок, Он любил охоту на медведя, С хитрых лис, с волков снимал он шкуры. Исходил леса охотник-парень, Исходил овраги и долины, Побывал в местах непроходимых, Где играют белки и куницы, Где кипят озера жирной рыбой, Где танцуют журавли-красавки, Где гусей и уток перелеты... Раз добрался до раздольной Волги, На земле ногайской очутился, И в лесу густом, прибрежном, темном Он увидел девушку нежданно! Перед ним — с лица заря сияла, Звезды удивленные глядели, В волосах ночь темная дрожала, Через плечи косами струилась, Звоном золотых монет звенела. Ах, лицо у девушки грусмено, Щеки-ягодки слезой омыты, А в глазах испуг, застыв, таится, Как у осторожной певчей птички. Сияжар окаменел на месте, Наблюдал из-за сосны за нею. Сила красоты околдовала Силу мощного мужского шага, Силу мощных рук и силу сердца. Он и слова вымолвить не может, Напугать ее, должно, боится, Невзначай красу заставить вздрогнуть. Он хотел тихонько, незаметно Ускользнуть между деревьев толстых, Все ж, как столб, стоял вблизи поляны И не двигался, не знал что делать... Вдруг послышался недальний топот, Верховых с десяток показалось, Кони шумно, тяжело дышали... — Вот она где! — всадники вскричали, Девушку завидев на поляне, — Вишь, куда бежала от отца-то... Ах, бесстыдница! — ругаться стали. — Твой отец добра тебе желает, А ты прятаться... от счастья бегать... Ну, домой! Аида сейчас же с нами! — Убирайтесь вы отсюда, злыдни! — Закричала девушка. — Отец мой Душегуб, и не отец мне больше!.. Лучше я умру в лесу, погибну, А назад к злодею не пойду я... — Кинулась она бежать, но сразу Всадники ей путь загородили, Трое спешились. Она метнулась В сторону и встала перед ними, Нож в руке сверкнул, огня острее, А глаза острей ножа сверкнули. — Только подойдите! Плохо будет! — Угрожающе заговорила.— Я решу и вас и свое сердце! — Но один коварно изловчился, По руке ударил — нож и выпал. И ее схватили, завернули В кожу белую, запеленали, Чтобы увезти на конском крупе. Девушка кричала, вырывалась, Плакала и отбивалась горько, просила у аллаха... И тогда-то голос Сияжара На весь лес, как гром, раздался, так что Рядом вяз столетний раскололся. — Эй, вы! От нее все отойдите! Прочь! — И он ступил на край поляны. И насильники остановились И замешкалися на мгновенье, Опустили девушку на землю. И один из них на Сияжара Посмотрел насмешливо и косо: — Это кто такой? Откуда взялся? А, видать, здесь место ихней встречи, Потому она тут и скрывалась. На коня ее! Скорей! Немедля! Сияжар метнулся к ним свирепо, Одного отбросил с маху к дубу, Тот хребтом о ствол — и растянулся. Но с коней другие посигали И пошли на Сияжара скопом. Зашумела, затрещала драка, Кулаки аж, как цепы, летают. Сияжар силен, но и злодеи, Много их, они не лыком шиты. Одного эрзянский парень стукнет, Глядь, другой остервенело лезет, Свалит бешеного — третий сбоку, Третьего отбросит — прет четвертый, Как-нибудь, наотмашь иль с размаху, Угостить стремится Сияжара. Сияжар настороженно бьется, Держит недругов на расстоянье. Бросили аркан на Сияжара, Как удавом охватили тело. Он напрягся и порвал веревку. Смотрит — вынули они кинжалы, И ножи кривые заиграли... Длинный нож и у него имелся, Нож — острее языка зарницы, Он ходил с ним смело на медведя. Но, с одним ножом, — что можно сделать, Если супротив людская стая? Выдернул сосну оглобли толще... Размахнулся Сияжар — и вихрем Яростно лесина загудела И пошла, пошла летать по кругу; Как заденет — так и стон раздастся, То один — с ногою перебитой, То другой — с разбитой головою Падает плашмя в траву густую. Те, что увернулись от лесины, В страхе на коней своих вскочили И скорее наутек — и скрылись... Выбитые махом Сияжара Острые ножи в траве зеленой, Отливая синевой, мерцали. Раненые злобные душманы Охали, стонали, проклинали... Сияжар им приказал убраться — И одни ползли на четвереньках, А другие еле шли, хромая, К лошадям, привязанным к деревьям. Сияжар, как подобает храбрым, Сжалился и сесть им в седла. И когда копытный стук истаял, Из-за елочки тихонько вышла Раскрасавица — причина драки, Поклонилась низко Сияжару И сказала: — Молодец
Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается и устанавливается отдельно.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
- базовая норма на 100 км <*> пробега автомобиля;
- норма на 100 тонно - километров (ткм) <*> транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом);
- норма на ездку с грузом <*> (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки).
Базовая норма расхода топлива в зависимости от категории автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.) предполагает различное снаряженное состояние автомобиля и режим движения в эксплуатации.
Норма на транспортную работу зависит от разновидности двигателя, установленного на автомобиле (бензиновый, дизельный или газовый), и полной массы автомобиля.
Норма расхода топлива на ездку с грузом зависит только от полной массы автомобиля.
Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
- для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах;
- для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, - в литрах сжиженного газа;
- для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, - в нормальных метрах кубических (куб. м);
- для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, плюс рядом указана норма расхода дизельного топлива в литрах.
Учет дорожно - транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с ряда поправочных коэффициентов <*>, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.
Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:
- работа в зимнее время: в южных районах страны - до 5%; в северных районах страны - до 15%; в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - до 20%; в остальных районах страны - до 10% (предельные значения зимних надбавок представлены в приложении 1);
- работа в горных местностях при высоте над уровнем моря:
от 500 до 1500 м - на 5%;
от 1501 до 2000 м - на 10%;
от 2001 до 3000 м - на 15%;
свыше 3000 м - на 20%;
- работа автотранспорта на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м, т.е. на 100 км пути не менее 501 поворота) - до 10%;
- работа в городах с населением свыше 2,5 миллионов человек - до 20%;
- работа в городах с населением от 0,5 до 2,5 миллионов человек - до 15%;
- работа в городах с населением до 0,5 миллиона человек - до 10%;
- работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров и т.п. (в среднем более чем одна остановка на один километр пробега - маршрутные автобусы, автомобили по очистке почтовых ящиков, инкассация денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п.), - до 10%;
- перевозка крупногабаритных, взрывоопасных и т.п. грузов, грузов в стекле и т.п., при выполнении полевых работ со скоростью движения от 2 до 20 км/ч, движение в колоннах, требующее пониженных скоростей движения автомобилей (до 20 км/час), - до 10%;
- при пробеге первой тысячи километров автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, и новыми, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии - до 10%; при перегоне в спаренном - до 15% или строенном состоянии - до 20%;
- для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет, - до 5%;
- почасовая работа грузовых автомобилей или их постоянная работа в качестве технологического транспорта или в качестве грузовых таксомоторов - до 10%;
- работа киносъемочных и аналогичных специальных автомобилей, выполняющих транспортный процесс на пониженных скоростях, при частых остановках, многократном движении задним ходом, - до 10%;
- работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали общего пользования) - до 20%;
- работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, наводнениях и других стихийных бедствиях - до 35%;
- при учебной езде - до 20%;
- при использовании кондиционера или установки "климат - контроль" - до 5%.
Нормы расхода топлива снижаются в следующих случаях:
- при работе на дорогах за пределом пригородной зоны из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) - до 15%;
В. Радаевым еще в начале 1930-х годов. Почти за сорок лет им было собрано немало легенд и преданий, бытовавших в мордовских селах Самарской области, а позднее зафиксированных и в мордовских селениях Оренбуржья. В этих 38 сказаниях Сияжар — человек-герой, предводитель мордовского народа во время его борьбы против татарских и ногайских орд в XV-XVI веках. Главное в «Сияжаре», как в произведении народного эпоса, — идея защиты родной страны.Сияжар — имя мордовского богатыря, который был вынужден прервать свой мирный труд. Он вместе с русскими воеводами идет защищать свой край от ногайцев.
Сказ первый
Молод Сияжар, силен и крепок,
Он любил охоту на медведя,
С хитрых лис, с волков снимал он шкуры.
Исходил леса охотник-парень,
Исходил овраги и долины,
Побывал в местах непроходимых,
Где играют белки и куницы,
Где кипят озера жирной рыбой,
Где танцуют журавли-красавки,
Где гусей и уток перелеты...
Раз добрался до раздольной Волги,
На земле ногайской очутился,
И в лесу густом, прибрежном, темном
Он увидел девушку нежданно!
Перед ним — с лица заря сияла,
Звезды удивленные глядели,
В волосах ночь темная дрожала,
Через плечи косами струилась,
Звоном золотых монет звенела.
Ах, лицо у девушки грусмено,
Щеки-ягодки слезой омыты,
А в глазах испуг, застыв, таится,
Как у осторожной певчей птички.
Сияжар окаменел на месте,
Наблюдал из-за сосны за нею.
Сила красоты околдовала
Силу мощного мужского шага,
Силу мощных рук и силу сердца.
Он и слова вымолвить не может,
Напугать ее, должно, боится,
Невзначай красу заставить вздрогнуть.
Он хотел тихонько, незаметно
Ускользнуть между деревьев толстых,
Все ж, как столб, стоял вблизи поляны
И не двигался, не знал что делать...
Вдруг послышался недальний топот,
Верховых с десяток показалось,
Кони шумно, тяжело дышали...
— Вот она где! — всадники вскричали,
Девушку завидев на поляне, —
Вишь, куда бежала от отца-то...
Ах, бесстыдница! — ругаться стали. —
Твой отец добра тебе желает,
А ты прятаться... от счастья бегать...
Ну, домой! Аида сейчас же с нами!
— Убирайтесь вы отсюда, злыдни! —
Закричала девушка. — Отец мой
Душегуб, и не отец мне больше!..
Лучше я умру в лесу, погибну,
А назад к злодею не пойду я... —
Кинулась она бежать, но сразу
Всадники ей путь загородили,
Трое спешились. Она метнулась
В сторону и встала перед ними,
Нож в руке сверкнул, огня острее,
А глаза острей ножа сверкнули.
— Только подойдите! Плохо будет! —
Угрожающе заговорила.—
Я решу и вас и свое сердце! —
Но один коварно изловчился,
По руке ударил — нож и выпал.
И ее схватили, завернули
В кожу белую, запеленали,
Чтобы увезти на конском крупе.
Девушка кричала, вырывалась,
Плакала и отбивалась горько,
просила у аллаха...
И тогда-то голос Сияжара
На весь лес, как гром, раздался, так что
Рядом вяз столетний раскололся.
— Эй, вы! От нее все отойдите!
Прочь! — И он ступил на край поляны.
И насильники остановились
И замешкалися на мгновенье,
Опустили девушку на землю.
И один из них на Сияжара
Посмотрел насмешливо и косо:
— Это кто такой? Откуда взялся?
А, видать, здесь место ихней встречи,
Потому она тут и скрывалась.
На коня ее! Скорей! Немедля!
Сияжар метнулся к ним свирепо,
Одного отбросил с маху к дубу,
Тот хребтом о ствол — и растянулся.
Но с коней другие посигали
И пошли на Сияжара скопом.
Зашумела, затрещала драка,
Кулаки аж, как цепы, летают.
Сияжар силен, но и злодеи,
Много их, они не лыком шиты.
Одного эрзянский парень стукнет,
Глядь, другой остервенело лезет,
Свалит бешеного — третий сбоку,
Третьего отбросит — прет четвертый,
Как-нибудь, наотмашь иль с размаху,
Угостить стремится Сияжара.
Сияжар настороженно бьется,
Держит недругов на расстоянье.
Бросили аркан на Сияжара,
Как удавом охватили тело.
Он напрягся и порвал веревку.
Смотрит — вынули они кинжалы,
И ножи кривые заиграли...
Длинный нож и у него имелся,
Нож — острее языка зарницы,
Он ходил с ним смело на медведя.
Но, с одним ножом, — что можно сделать,
Если супротив людская стая?
Выдернул сосну оглобли толще...
Размахнулся Сияжар — и вихрем
Яростно лесина загудела
И пошла, пошла летать по кругу;
Как заденет — так и стон раздастся,
То один — с ногою перебитой,
То другой — с разбитой головою
Падает плашмя в траву густую.
Те, что увернулись от лесины,
В страхе на коней своих вскочили
И скорее наутек — и скрылись...
Выбитые махом Сияжара
Острые ножи в траве зеленой,
Отливая синевой, мерцали.
Раненые злобные душманы
Охали, стонали, проклинали...
Сияжар им приказал убраться —
И одни ползли на четвереньках,
А другие еле шли, хромая,
К лошадям, привязанным к деревьям.
Сияжар, как подобает храбрым,
Сжалился и сесть им в седла.
И когда копытный стук истаял,
Из-за елочки тихонько вышла
Раскрасавица — причина драки,
Поклонилась низко Сияжару
И сказала: — Молодец
Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается и устанавливается отдельно.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
- базовая норма на 100 км <*> пробега автомобиля;
- норма на 100 тонно - километров (ткм) <*> транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом);
- норма на ездку с грузом <*> (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки).
Базовая норма расхода топлива в зависимости от категории автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.) предполагает различное снаряженное состояние автомобиля и режим движения в эксплуатации.
Норма на транспортную работу зависит от разновидности двигателя, установленного на автомобиле (бензиновый, дизельный или газовый), и полной массы автомобиля.
Норма расхода топлива на ездку с грузом зависит только от полной массы автомобиля.
Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
- для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах;
- для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, - в литрах сжиженного газа;
- для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, - в нормальных метрах кубических (куб. м);
- для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, плюс рядом указана норма расхода дизельного топлива в литрах.
Учет дорожно - транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с ряда поправочных коэффициентов <*>, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.
Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:
- работа в зимнее время: в южных районах страны - до 5%; в северных районах страны - до 15%; в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - до 20%; в остальных районах страны - до 10% (предельные значения зимних надбавок представлены в приложении 1);
- работа в горных местностях при высоте над уровнем моря:
от 500 до 1500 м - на 5%;
от 1501 до 2000 м - на 10%;
от 2001 до 3000 м - на 15%;
свыше 3000 м - на 20%;
- работа автотранспорта на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м, т.е. на 100 км пути не менее 501 поворота) - до 10%;
- работа в городах с населением свыше 2,5 миллионов человек - до 20%;
- работа в городах с населением от 0,5 до 2,5 миллионов человек - до 15%;
- работа в городах с населением до 0,5 миллиона человек - до 10%;
- работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров и т.п. (в среднем более чем одна остановка на один километр пробега - маршрутные автобусы, автомобили по очистке почтовых ящиков, инкассация денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п.), - до 10%;
- перевозка крупногабаритных, взрывоопасных и т.п. грузов, грузов в стекле и т.п., при выполнении полевых работ со скоростью движения от 2 до 20 км/ч, движение в колоннах, требующее пониженных скоростей движения автомобилей (до 20 км/час), - до 10%;
- при пробеге первой тысячи километров автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, и новыми, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии - до 10%; при перегоне в спаренном - до 15% или строенном состоянии - до 20%;
- для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет, - до 5%;
- почасовая работа грузовых автомобилей или их постоянная работа в качестве технологического транспорта или в качестве грузовых таксомоторов - до 10%;
- работа киносъемочных и аналогичных специальных автомобилей, выполняющих транспортный процесс на пониженных скоростях, при частых остановках, многократном движении задним ходом, - до 10%;
- работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали общего пользования) - до 20%;
- работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, наводнениях и других стихийных бедствиях - до 35%;
- при учебной езде - до 20%;
- при использовании кондиционера или установки "климат - контроль" - до 5%.
Нормы расхода топлива снижаются в следующих случаях:
- при работе на дорогах за пределом пригородной зоны из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) - до 15%;