Транспортир (Казакша Протектор) - қатаң белгіленген градустары бар бұрыштарды өлшеуге және салуға арналған арнайы құрал. Бұл сызу, жоспарлар, карталар жасау, сондай-ақ дәл слесарлық, ағаш ұсталық, құрылыс жұмыстарын орындау кезінде таптырмайтын құрылғы.
вот на русском
Предполагают, что измерение углов появилось ещё в Древнем Вавилоне, о чём свидетельствуют находки кругов, которые предположительно использовались для этой цели. Эти круги предположительно были частями примитивных астролябий. Сохранился также древний астрологический календарь царя Саргона и таблица лунных затмений с 747 г. до н. э. вавилонского происхождения. Всё это должно было включать определённое количество угловых измерений[1]. Известно также, что вавилоняне каким-то образом делили окружность на 360 частей и день также делили на 360 частей[2]. Кроме того, ещё храмовые записи города Урук конца 4 тыс. до н. э. свидетельствуют о делении года на 12 месяцев по 30 дней, т. е. на 360 дней, есть указание на такое деление и в более позднем мифе «Энума элиш»[3].
Однако транспортир как угломерный инструмент, согласно утверждению профессора Д. И. Каргина в его статье «Очерк истории развития чертежных инструментов», был изобретён древнегреческим архитектором Феодором из Самоса в 7 в. до н. э.
Транспортир (Казакша Протектор) - қатаң белгіленген градустары бар бұрыштарды өлшеуге және салуға арналған арнайы құрал. Бұл сызу, жоспарлар, карталар жасау, сондай-ақ дәл слесарлық, ағаш ұсталық, құрылыс жұмыстарын орындау кезінде таптырмайтын құрылғы.
вот на русском
Предполагают, что измерение углов появилось ещё в Древнем Вавилоне, о чём свидетельствуют находки кругов, которые предположительно использовались для этой цели. Эти круги предположительно были частями примитивных астролябий. Сохранился также древний астрологический календарь царя Саргона и таблица лунных затмений с 747 г. до н. э. вавилонского происхождения. Всё это должно было включать определённое количество угловых измерений[1]. Известно также, что вавилоняне каким-то образом делили окружность на 360 частей и день также делили на 360 частей[2]. Кроме того, ещё храмовые записи города Урук конца 4 тыс. до н. э. свидетельствуют о делении года на 12 месяцев по 30 дней, т. е. на 360 дней, есть указание на такое деление и в более позднем мифе «Энума элиш»[3].
Однако транспортир как угломерный инструмент, согласно утверждению профессора Д. И. Каргина в его статье «Очерк истории развития чертежных инструментов», был изобретён древнегреческим архитектором Феодором из Самоса в 7 в. до н. э.
ответ:
графикте жаяу жүргінші мен шаңғышының қозғалысы кер
сетілген. график бойынша шаңғышы мен жаяу жүргіншінің
әрқайсысы сағат нешеде
жолға шыққанын
анықта. тоқтағанға де-
йін олардың әрқайсы-
сының ғы
қандай болды? оны
қалай есептейсің? әр-
қайсысының аялдау
ұзақтығы қандай бол-
ды? график бойынша 21
тағы нені білуге болады?
пошаговое объяснение:
графикте жаяу жүргінші мен шаңғышының қозғалысы кер
сетілген. график бойынша шаңғышы мен жаяу жүргіншінің
әрқайсысы сағат нешеде
жолға шыққанын
анықта. тоқтағанға де-
йін олардың әрқайсы-
сының ғы
қандай болды? оны
қалай есептейсің? әр-
қайсысының аялдау
ұзақтығы қандай бол-
ды? график бойынша 21
тағы нені білуге болады?