Великая сибирская река покоряла многих живописцев страны беспокойной ширью своих просторов, величавой красотой берегов, бурным ритмом могучего течения. Вот что рассказывает Тойво Васильевич Ряннель: "Как ни странно, все началось с заказа. Мне предложили написать два пейзажа о Енисее. Недолго думая, я принял заказ. Я вырос на Енисее, постоянно из года в год путешествую по его голубым просторам и накопил значительное число этюдов. Казалось, что собранного материала вполне достаточно. Но когда я вплотную взялся за работу, мой оптимизм быстро Поиски выразительного решения заставили меня убедиться в том, что я знаю о Енисее все же мало. Не был найден художественный образ великой сибирской реки."
Чтобы написать картину "Рождение Енисея", Ряннель с группой хакасских и тувинских художников отправился в поход до Верхне-Енисейского водопада. Путь был многодневным и трудным. "Встреча с водопадом словно подменила нас, - говорит Ряннель, - Картина, открывшаяся нашим глазам, незабываема, усталости как не бывало. Быстро менявшийся праздник красок, гул водопада, повторенный скалами и лесистыми горами - все это настраивало на торжественный лад и привело нас в такое состояние, при котором работается легко и свободно. Все было настолько неожиданно, что захватывало дух. О красоте более действенной мы и не мечтали. Мы увидели рождение Енисея! Только в этот момент я понял, что моя готовая, заранее, до похода, созревшая схема будущей картины не нужна. Действительность подсказала решение, которого не найти при самой богатой фантазии." Пейзаж оставляет волнующее впечатление. Это поэма о Енисее. Бурно низвергаясь со скалистой крутизны, вскипая пеной, разбиваясь в брызги, сверкаюшие в свете утренней зари, он устремляется вниз по течению. Тема пробуждения природы в утренний час оказалась созвучной теме рождения Енисея. Тревожными темными силуэтами высятся на скалистом берегу кедры. Мощные скалы пытаются преградить путь стремительному потоку, который, в свою очередь, как бы раздвигая скалы, с боем пробивает себе дорогу к "брату океану". ("Брат океана", - так почтительно величают Енисей в народе). Картина являет собой зрелище, рождающее ощущение вечной динамики природы.
Чтобы написать картину "Рождение Енисея", Ряннель с группой хакасских и тувинских художников отправился в поход до Верхне-Енисейского водопада. Путь был многодневным и трудным.
"Встреча с водопадом словно подменила нас, - говорит Ряннель, - Картина, открывшаяся нашим глазам, незабываема, усталости как не бывало. Быстро менявшийся праздник красок, гул водопада, повторенный скалами и лесистыми горами - все это настраивало на торжественный лад и привело нас в такое состояние, при котором работается легко и свободно. Все было настолько неожиданно, что захватывало дух. О красоте более действенной мы и не мечтали. Мы увидели рождение Енисея! Только в этот момент я понял, что моя готовая, заранее, до похода, созревшая схема будущей картины не нужна. Действительность подсказала решение, которого не найти при самой богатой фантазии."
Пейзаж оставляет волнующее впечатление. Это поэма о Енисее. Бурно низвергаясь со скалистой крутизны, вскипая пеной, разбиваясь в брызги, сверкаюшие в свете утренней зари, он устремляется вниз по течению. Тема пробуждения природы в утренний час оказалась созвучной теме рождения Енисея.
Тревожными темными силуэтами высятся на скалистом берегу кедры. Мощные скалы пытаются преградить путь стремительному потоку, который, в свою очередь, как бы раздвигая скалы, с боем пробивает себе дорогу к "брату океану". ("Брат океана", - так почтительно величают Енисей в народе). Картина являет собой зрелище, рождающее ощущение вечной динамики природы.