Школа для мене - це не просто місце, де я навчаюся. Шкільні роки - це значна частка мого життя. Коли першокласник йде до школи, він ще дитина, а закінчує школу вже юнак, людина майже доросла. Тому школа така важлива: саме там значною мірою ми виростаємо. Якими ми виростемо, залежить і від школи теж. У школы нас не тыльки навчають, але й виховують. Також, в школі ми вчимося спілкуватися з однолітками. Ми сваримося і миримося, дружимо і ворогуємо, допомагаємо один одному і змагаємося. Ці навички нам знадобляться у подальшому житті.
Это известная комбинаторная задача. В данном случае, мы ищем максимум точек. Следовательно, по данному условию автоматически не подходят случаи с наличием пар параллельных прямых или троек (и больше) пересекающихся в одной точке прямых.
Тогда получится, что каждая прямая обязательно пересечется с каждой.
Допустим, у нас всего прямых. Обозначим их цифрами
Тогда 1-я прямая имеет общие точки с прямыми , очевидно, что таких точек
Далее 2-я прямая имеет нерассмотренные общие точки с прямыми , их
...
В конце концов, дойдем до последней нерассмотренной пары прямых, имеющих общую точку - прямые и , здесь всего 1 точка. А нам нужна сумма всех этих количеств, то есть
(на последний значок можно не обращать внимание, если вам не известен, просто так красиво и правильно записывать)
На самом деле, это обычная сумма от 1 до
В школе нередко рассказывают про Гаусса, который придумал, как быстро вычислять такие суммы (рассмотрим сначала суммы от 1 до n). Разбиваем на пары суммируемые числа, набирая с краев (так суммы будут одинаковы) и постепенно проходя к центру:
Все это равно сумме первого и последнего числа, умноженной на количество таких пар (на житейском уровне это выглядит так: 1+10=2+9=...=5+6). Так как чисел , то пар в два раза меньше (пока рассматриваем четное количество чисел), вот и получили результат. Причем работает как для четного, так и для нечетного количества чисел.
Ради интереса разберу пример для нечетного количества чисел:
Очевидно, что в серединке будет число, которое будет равно среднему арифметическому двух крайних чисел, слева и справа от него будет по чисел (например, для суммы из 11-чисел "центральным" будет 6-ое число, а слева и справа от него по 5 чисел) Добавим ему в пару такое же число и вычтем его (сумма не изменится). Тогда пар будет , а сумма крайних такая же . Следуя той же логике, получим
Формула доказана. В нашем случае нужно её перестроить для последнего числа равного . Сделать это несложно: сумма 1-го и последнего числа равна , а для подсчета количества пар условно считаем, что - четное число (для нечетного, как мы увидели, формула та же получается), значит количество таких пар равно . Перемножаем и получаем искомую сумму . Подставив вместо значения 2,3,4,5,6 можно получать ответы на поставленные вопросы.
Если вы знаете про суммы арифметических прогрессий, тогда для
Та же формула.
Если вы знаете комбинаторику, то подумаем вот о чем.
Мы точно знаем, что прямая будет пересекаться с каждой прямой
Общая точка в нашем случае значит, что рассматриваются только две прямые. Тогда суммарное количество таких точек получается путем подсчета количества сочетаний (порядок не важен, 1 3 или 3 1 пересекаются) из объектов (в данном случае прямых) по 2.
Используем формулу для подсчета сочетаний.
Получилась та же формула.
Кстати, а возможна ли вообще такая ситуация, что прямые тройками (четверками и далее) точно не будут пересекаться друг с другом в одной точке?
Очень даже возможна. Нарисуйте окружность и постепенно проводите к ней касательные. Главное, чтобы касательные не касались окружности в одной и той же точке. Так как окружность - множество точек бесконечное по численности, то и касательных, касающиеся окружности в уникальной точке, можно провести бесконечно много (единственное, о чем надо позаботиться - чтобы не было пар параллельных друг другу касательных, но это так же возможно). Рисунок приложу
На самом деле, числа здесь роли не играют.
Это известная комбинаторная задача. В данном случае, мы ищем максимум точек. Следовательно, по данному условию автоматически не подходят случаи с наличием пар параллельных прямых или троек (и больше) пересекающихся в одной точке прямых.
Тогда получится, что каждая прямая обязательно пересечется с каждой.
Допустим, у нас всего прямых. Обозначим их цифрами
Тогда 1-я прямая имеет общие точки с прямыми , очевидно, что таких точек
Далее 2-я прямая имеет нерассмотренные общие точки с прямыми , их
...
В конце концов, дойдем до последней нерассмотренной пары прямых, имеющих общую точку - прямые и , здесь всего 1 точка. А нам нужна сумма всех этих количеств, то есть
(на последний значок можно не обращать внимание, если вам не известен, просто так красиво и правильно записывать)
На самом деле, это обычная сумма от 1 до
В школе нередко рассказывают про Гаусса, который придумал, как быстро вычислять такие суммы (рассмотрим сначала суммы от 1 до n). Разбиваем на пары суммируемые числа, набирая с краев (так суммы будут одинаковы) и постепенно проходя к центру:
Все это равно сумме первого и последнего числа, умноженной на количество таких пар (на житейском уровне это выглядит так: 1+10=2+9=...=5+6). Так как чисел , то пар в два раза меньше (пока рассматриваем четное количество чисел), вот и получили результат. Причем работает как для четного, так и для нечетного количества чисел.
Ради интереса разберу пример для нечетного количества чисел:
Очевидно, что в серединке будет число, которое будет равно среднему арифметическому двух крайних чисел, слева и справа от него будет по чисел (например, для суммы из 11-чисел "центральным" будет 6-ое число, а слева и справа от него по 5 чисел) Добавим ему в пару такое же число и вычтем его (сумма не изменится). Тогда пар будет , а сумма крайних такая же . Следуя той же логике, получим
Формула доказана. В нашем случае нужно её перестроить для последнего числа равного . Сделать это несложно: сумма 1-го и последнего числа равна , а для подсчета количества пар условно считаем, что - четное число (для нечетного, как мы увидели, формула та же получается), значит количество таких пар равно . Перемножаем и получаем искомую сумму . Подставив вместо значения 2,3,4,5,6 можно получать ответы на поставленные вопросы.
Если вы знаете про суммы арифметических прогрессий, тогда для
Та же формула.
Если вы знаете комбинаторику, то подумаем вот о чем.
Мы точно знаем, что прямая будет пересекаться с каждой прямой
Общая точка в нашем случае значит, что рассматриваются только две прямые. Тогда суммарное количество таких точек получается путем подсчета количества сочетаний (порядок не важен, 1 3 или 3 1 пересекаются) из объектов (в данном случае прямых) по 2.
Используем формулу для подсчета сочетаний.
Получилась та же формула.
Кстати, а возможна ли вообще такая ситуация, что прямые тройками (четверками и далее) точно не будут пересекаться друг с другом в одной точке?
Очень даже возможна. Нарисуйте окружность и постепенно проводите к ней касательные. Главное, чтобы касательные не касались окружности в одной и той же точке. Так как окружность - множество точек бесконечное по численности, то и касательных, касающиеся окружности в уникальной точке, можно провести бесконечно много (единственное, о чем надо позаботиться - чтобы не было пар параллельных друг другу касательных, но это так же возможно). Рисунок приложу
И напоследок для заданных условий посчитаем:
ответ: 1) 1; 2) 3; 3) 6; 4) 10; 5) 15.