1вознесенский женский монастырь вознесенскому женскому монастырю купцы толмачевы передали в дар участок земли, сады и рыбные озера  2 троицкий собор до 30-х годов прошлого века на месте расположения мемориала танк возвышался один из старейших и красивейших храмов города тамбова - троицкий собор. одной из главных реликвий храма была старинная икона св. николая чудотворца. от этой иконы свято-троицкая церковь звалась в народе никольской. от нее же произошло название начинавшейся от храма никольской улицы (современная улица московская). в 40-х годах xix века прихожанами троицкой церкви был начал сбор средств на строительство нового большого храма. в 1846-1857 годы новый троицкий собор был построен. огромный впечатляющий пятикупольный собор был выстроен в духе зодчества. с западной стороны собора была построена высокая многоярусная колокольня. по духовному завещанию купца и.с. толмачева часть средств была передана на украшение троицкого собора. в 1933 году по решению городского комитета троицкий собор был закрыт и в скором времени разобран на стройматериалы. в 2008-2010 годах троицкий собор был возрожден в северной части города тамбова (ул. карла маркса, 391). новый троицкий храм получился несколько внешне похожим на разрушенный в советские годы, но далеко не одинаковым. в настоящее время, в контексте восстановления справедливости, тамбовскими церковниками лоббируется решение о переносе «танка» в парк победы и строительстве на его месте нового религиозного сооружения.  3 дом толмачевых - старейшая постройка города начала 19-го века памятник архитектуры по ул. советская, 120 - октябрьская, 5. здание принадлежало н.и. толмачеву. в 1876 году оно было куплено госбанком и капитально перестроено. в 1912-13 годах, после переезда банка в новое помещение, здание по проекту архитектора в.и.фреймана было перестроено под жилье банковским служащим. в 1917 год было самым дорогим в тамбове. в советское время в здании располагались различные учреждения.  4 реальное училище реальное училище, где учились представители династии толмачевых (угол улиц большой и дворянской, а ныне советской и интернациональной - школа № 1)  5 усадьба толмачевых коммунальная, 13. здание принадлежало крупным купцам и общественным деятелям 19-нач.20 века а.ф. и с.ф. толмачевым, здесь размещался кондитерский магазин. в советское время в здании также находились торговые заведения, ныне - магазин сказка.  6 первые аптеки города тамбова первые аптеки д. мешкомаева (ул. носовская) и а. лана (ул. гимназическая, ныне коммунальная) находились в домах толмачевых. у а. лана продавались аптекарские и товары, парфюмерия, минеральные воды и фототовары.  7 толмачевское высшее начальное училище толмачевское высшее начальное училище, учебное заведение в тамбове, открыто в 1897 году на средства купца-благотворителя а.и. толмачева как мужская и женская начальные школы и городское двухклассное училище с мужским и женским отделением (с 1912 - четырехклассное). в 1899-1900 годах для них построили новое здание по ул. теплой (ныне ул. лермонтовская, 1). официальное наименование толмачевского получило в 1913 году. училище насчитывало около 600 учеников. во время первой мировой войны здание использовалось для военных нужд, в 1918 в нем разместились классы трудовой школы, позже школа № 8. в годы великой отечественной войны помещался эвакогоспиталь, с 1980-х здание принадлежит прокуратуре
Особенности византийского стиля (Архитектура) Внутреннее убранство собора пострадало во время крестовых походов и нашествия турков. После разгрома Константинополя он стал мечетью Айя-София. Вместо креста теперь на нем полумесяц, знак языческих богинь Гекаты и Дианы.Снаружи здания, дворцовые и культовые, получали всегда очень простую обработку: фасады, как правило, не штукатурились, а оформлялиськирпичом, чередовавшимся со слоями розового цементного раствора, а иногда (в поздние периоды) и с темноватым камнем-известняком. Используемая узорная кирпичная кладка придавала зданиям особую фактуру. Кирпич, иногда в сочетании с камнем, был основным строительным материалом, определявшим внешний облик многих византийских сооружений. Характерным архитектурным элементом были суженные арочные окна, которые часто сводились в группы по два-три окна, нередко разделявшихся колон-ками и объединенных наружна аркой над ними. Популярная тема византийской архитектуры — аркады на высоких колоннах с корзинообразными капителями. Такие аркады часто охватывали фасад на всем его протяжении.Происхождение византийского церковного здания следует искать в античности: римские базилики, служившие в древнем Риме судебными и торговыми зданиями, стали использоваться как церкви, а затем стали строиться христианские храмы-базилики. Византийские базилики отличаются простотой плана: к основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукуполом (конхой). которой предшествует поперечный нефтрансепт. Часто к западной стороне базилики примыкает прямоугольный двор, окруженный галереей с аркадами и имеющий в центре фонтан для омовения. Арочные перекрытия опираются не на антаблемент, как в античности, а на подушки— пульваны, лежащие на капителях и распределяющие равномерно нагрузку арок на капители колонн.Внутри помимо главного, более высокого, нефа имеются боковые нефы (их может быть и три, и пять). Позднее наибольшее распространение получил тип крестово- купольной церкви: квадратное в плане здание, в центральной части которого находилось четыре столба, поддерживающих купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью.
Космическая символика предполагала восприятие храма как уменьшенной модели Вселенной, где своды и купола олицетворяли небо, пространство близ пола - землю, алтарь символизировал рай, а западная половина - ад. В соответствии с этим располагались и росписи.
Храм как небесный корабль. Уподобление храма кораблю встречается в христианстве, начиная с «Апостольских постановлений» , где епископ именуется «небесного корабля кормчим» . Эта символическая тема весьма развита в восточных культах. По этой линии четыре опоры купола генетически связаны с колесами «небесной колесницы» , с четырьмя ветрами, которые впоследствии были отождествлены с дыханием Духа Святого и соответственно с Евангелиями и евангелистами.
Символика храма как небесного корабля порой получает буквальную реализацию в чудесах, где храмы не только являются плывущими по небу, но и поднимаются в воздух вместе с находящимися там людьми: «...И се внезапу бысть чюдо страшно: от земля възятия церкви с сущими в нем и възыдше на въздух» . Символика византийского собораТакие чудеса вполне совместимы с пространственным ощущением «вертикального взлета» , возникающем в крестово-купольном храме.
Внутреннее убранство собора пострадало во время крестовых походов и нашествия турков. После разгрома Константинополя он стал мечетью Айя-София. Вместо креста теперь на нем полумесяц, знак языческих богинь Гекаты и Дианы.Снаружи здания, дворцовые и культовые, получали всегда очень простую обработку: фасады, как правило, не штукатурились, а оформлялиськирпичом, чередовавшимся со слоями розового цементного раствора, а иногда (в поздние периоды) и с темноватым камнем-известняком. Используемая узорная кирпичная кладка придавала зданиям особую фактуру. Кирпич, иногда в сочетании с камнем, был основным строительным материалом, определявшим внешний облик многих византийских сооружений. Характерным архитектурным элементом были суженные арочные окна, которые часто сводились в группы по два-три окна, нередко разделявшихся колон-ками и объединенных наружна аркой над ними. Популярная тема византийской архитектуры — аркады на высоких колоннах с корзинообразными капителями. Такие аркады часто охватывали фасад на всем его протяжении.Происхождение византийского церковного здания следует искать в античности: римские базилики, служившие в древнем Риме судебными и торговыми зданиями, стали использоваться как церкви, а затем стали строиться христианские храмы-базилики. Византийские базилики отличаются простотой плана: к основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукуполом (конхой). которой предшествует поперечный нефтрансепт. Часто к западной стороне базилики примыкает прямоугольный двор, окруженный галереей с аркадами и имеющий в центре фонтан для омовения. Арочные перекрытия опираются не на антаблемент, как в античности, а на подушки— пульваны, лежащие на капителях и распределяющие равномерно нагрузку арок на капители колонн.Внутри помимо главного, более высокого, нефа имеются боковые нефы (их может быть и три, и пять). Позднее наибольшее распространение получил тип крестово- купольной церкви: квадратное в плане здание, в центральной части которого находилось четыре столба, поддерживающих купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью.
Космическая символика предполагала восприятие храма как уменьшенной модели Вселенной, где своды и купола олицетворяли небо, пространство близ пола - землю, алтарь символизировал рай, а западная половина - ад.
В соответствии с этим располагались и росписи.
Храм как небесный корабль. Уподобление храма кораблю встречается в христианстве, начиная с «Апостольских постановлений» , где епископ именуется «небесного корабля кормчим» . Эта символическая тема весьма развита в восточных культах. По этой линии четыре опоры купола генетически связаны с колесами «небесной колесницы» , с четырьмя ветрами, которые впоследствии были отождествлены с дыханием Духа Святого и соответственно с Евангелиями и евангелистами.
Символика храма как небесного корабля порой получает буквальную реализацию в чудесах, где храмы не только являются плывущими по небу, но и поднимаются в воздух вместе с находящимися там людьми: «...И се внезапу бысть чюдо страшно: от земля възятия церкви с сущими в нем и възыдше на въздух» .
Символика византийского собораТакие чудеса вполне совместимы с пространственным ощущением «вертикального взлета» , возникающем в крестово-купольном храме.