Дарий I - персидский царь В Иране, близ города Хамадана, на высокой отвесной скале, называемой Бехистун или Бисутун, есть рельеф, изображающий персидского царя Дарайявауша Первого (в греческом произношении — Дария) , его приближенных, а также верховного бога Ахурамазду на чем-то вроде крылатого аппарата над царской головой; рядом — надпись.
Все это высечено свыше двух с половиною тысяч лет назад. Клинописный текст повторен трижды — на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках.
Благодаря этому трехъязычию англичанин Генри Роулинсон еще в первой половине ХІХ века впервые прочел клинопись, положив начало расшифровке текстов древнего Междуречья.. .
Но о чем же гласит надпись, сделанная по приказу Дария? В ней изложены сведения о начале царствования этого великого монарха.
Кстати, позднее войско Дария в панике бежало с просторов Скифии, нашей с вами прародины. Но Бехистунский текст, разумеется, не говорит об этом, — зато содержит рассказ об одной из самых невероятных в истории авантюр.. .
Персидский царь Камбиз, жестокий и неуравновешенный правитель, однажды убил своего единокровного брата Бардию. Позднее Камбиз завоевал Египет, где и умер. После этого в Персии начались волнения.
Около 522 года до н. э. некий человек заявил, что он — никто иной, как чудесно уцелевший Бардия, и стал претендовать на престол.
Армия, вернувшись из Египта, встала на сторону претендента; он сделался царем и правил семь месяцев, надо сказать, снискав немалую любовь народа. Но затем события развернулись не в его пользу.
Первыми людьми после монарха считались в Персии князья, вожди семи древних арийских племен, образовавших иранскую нацию, — как пишет историк, «равные царю во всем, исключая только царское звание» .
Один из этих вождей, Отан, заподозрил «Бардию» в обмане.
У него были основания считать, что трон занял маг, которого Геродот называет Смердисом, а Бехистунская надпись — Гауматой.
Дочь Отана, Федима, была одной из жен в гареме Камбиза и теперь вместе с остальными женами перешла «по наследству» новому царю.
По отца, однажды ночью Федима тихонько пощупала голову спящего мужа. Отан сообщил ей, что Смердис некогда был за какое-то преступление лишен ушей. Если супруг окажется безухим, это наверняка самозванец!
Утром Федима тайно сообщила отцу: ушей на месте не оказалось.. .
Семеро «полудержавных властелинов» были, в частности, облечены правом входить к монарху без доклада в любое время суток.
Одним из князей был молодой, энергичный Дарий, сын Гистаспа. Однажды он собрал остальных глав племен; всемером они отправились во дворец к «Бардии» , и лжецарь не посмел отказать князьям в приеме.
Оказавшись наедине с самозванцем, семеро набросились на него с ножами.. .
Вскоре после этих событий Дарий занял трон Персии. А в надписи на скале велел рассказать о безухом маге-авантюристе, одном из предшественников Гришки Отрепьева и целой череды самозванцев на российском и иных престолах...
Трагедия начинается с не имеющего отношения к основному сюжету спора между директором театра и поэтом о том, как надо писать пьесу. В этом споре директор разъясняет поэту, что зритель груб, бестолков и не имеет собственного мнения, предпочитая судить о произведении с чужих слов. Да и не всегда его интересует искусство — некоторые приходят на представление лишь для того, чтобы щегольнуть своим нарядом. Таким образом, пытаться создать великое произведение не имеет смысла, поскольку зритель в массе своей не в состоянии его оценить. Вместо этого следует свалить в кучу всё, что попадётся под руку, а так как зритель всё равно не оценит обилия мысли — удивить его отсутствием связи в изложении. В различных более ранних историях о Фаусте мотивы, по которым Фауст заложил свою душу, варьировались. Так, в «Народной книге» Фауст продаёт свою душу ради мирских удовольствий. В «Трагической истории доктора Фауста» Кристофера Марло Фауст продал свою душу, желая обессмертить свое имя. Так, хотя его лекарства и многих — он не был в состоянии, скажем, воскресить мёртвого и потому прибег к сатаны. В трагедии Гёте Фауст смотрит на мир с крайним пессимизмом, проклиная всё существующее в мире, начиная со лжи и самомненья и заканчивая семьёй, любовью и надеждой[1] и готов покончить с собой. Однако, ему является ещё более циничный и ненавидящий мир Мефистофель, заключивший с Господом пари на то, сможет ли Фауст от него (аналогичное пари можно встретить в Ветхом Завете, в Книге Иова). После этого Фауст, относящийся с полным безразличием к загробной жизни, продаёт Мефистофелю свою душу в обмен на мирские удовольствия[2]. По условию соглашения, душа Фауста отходит Мефистофелю в тот момент, когда Фауст возвеличит какой-либо миг своей жизни (в ранних версиях легенды, душа Фауста отходила к Мефистофелю по истечении 24 лет). В изначальных легендах о Фаусте герой делает попытки жениться, но под давлением Мефистофеля, противящегося браку, как обычаю, установленному Господом, предаётся блуду[3]. В интерпретации Гёте конфликт между Фаустом и Мефистофелем о браке отсутствует. Вместо этого Мефистофель потворствует желанию Фауста сблизиться с Маргаритой (уменьшит. Гретхен) (хотя, фактически, о браке с ней речи не идёт), однако относится к чувствам Фауста с крайним цинизмом и считает, что они сводятся лишь к плотскому влечению. Для того чтобы они могли встретиться наедине, Фауст передаёт Маргарите снотворное, которое та должна подсыпать своей матери. От полученного снадобья мать девушки умирает. Позже Маргарита обнаруживает, что беременна, и её брат, Валентин, бросается в погоню за Фаустом. После того как Фауст и Мефистофель убивают в драке Валентина, они покидают город, и Фауст не вспоминает Маргариту до тех пор, пока не видит её призрака на шабаше. Призрак является ему в Вальпургиеву ночь как пророческое видение — в виде девушки с колодками на ногах и тонкой красной линией на шее. Потрясённый, он идёт на Маргарите, осуждённой за то, что она убила дочь, зачатую ею от Фауста, но, когда Маргарита отказывается бежать, бросает сошедшую с ума девушку умирать в тюрьме. Также, хотя и в «Народной книге», и в «Трагической истории доктора Фауста» присутствуют попытки Фауста обратиться к Небу, в версии Гёте подобные размышления были полностью исключены. Однако, как и в более ранних версиях легенды о Фаусте, значительный объём текста уделён шуткам и магическим проделкам Фауста и Мефистофеля. Вторая часть обогащается перенесением действия в Античный мир — сложным сюжетным переплетением между современным Фаусту Средневековьем и давно ушедшими временами, которые, к слову сказать, с философской точки зрения так близки Гёте и его просвещённому времени, идеологически восходящему ко временам античности. К концу трагедии Фауст сохраняет цинизм и проклинает Заботу, за что та его ослепляет. Тем не менее Фауст решает, что он переживает величайший миг в своей жизни, так как его работа принесёт большую пользу людям. Таким образом завершается его контракт с Мефистофелем, и его душа должна попасть в ад, а также завершается пари, заключённое между Мефистофелем и Богом, о том, сможет ли Фауст Однако, в отличие от «Народной книги», согласно которой Фауст попал в ад, в версии Гёте, несмотря на выполнение условий соглашения и то, что Мефистофель действовал с разрешения Господа, ангелы забирают душу Фауста у Мефистофеля и уносят её в рай.
В Иране, близ города Хамадана, на высокой отвесной скале, называемой Бехистун или Бисутун, есть рельеф, изображающий персидского царя Дарайявауша Первого (в греческом произношении — Дария) , его приближенных, а также верховного бога Ахурамазду на чем-то вроде крылатого аппарата над царской головой; рядом — надпись.
Все это высечено свыше двух с половиною тысяч лет назад. Клинописный текст повторен трижды — на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках.
Благодаря этому трехъязычию англичанин Генри Роулинсон еще в первой половине ХІХ века впервые прочел клинопись, положив начало расшифровке текстов древнего Междуречья.. .
Но о чем же гласит надпись, сделанная по приказу Дария? В ней изложены сведения о начале царствования этого великого монарха.
Кстати, позднее войско Дария в панике бежало с просторов Скифии, нашей с вами прародины. Но Бехистунский текст, разумеется, не говорит об этом, — зато содержит рассказ об одной из самых невероятных в истории авантюр.. .
Персидский царь Камбиз, жестокий и неуравновешенный правитель, однажды убил своего единокровного брата Бардию. Позднее Камбиз завоевал Египет, где и умер. После этого в Персии начались волнения.
Около 522 года до н. э. некий человек заявил, что он — никто иной, как чудесно уцелевший Бардия, и стал претендовать на престол.
Армия, вернувшись из Египта, встала на сторону претендента; он сделался царем и правил семь месяцев, надо сказать, снискав немалую любовь народа. Но затем события развернулись не в его пользу.
Первыми людьми после монарха считались в Персии князья, вожди семи древних арийских племен, образовавших иранскую нацию, — как пишет историк, «равные царю во всем, исключая только царское звание» .
Один из этих вождей, Отан, заподозрил «Бардию» в обмане.
У него были основания считать, что трон занял маг, которого Геродот называет Смердисом, а Бехистунская надпись — Гауматой.
Дочь Отана, Федима, была одной из жен в гареме Камбиза и теперь вместе с остальными женами перешла «по наследству» новому царю.
По отца, однажды ночью Федима тихонько пощупала голову спящего мужа. Отан сообщил ей, что Смердис некогда был за какое-то преступление лишен ушей. Если супруг окажется безухим, это наверняка самозванец!
Утром Федима тайно сообщила отцу: ушей на месте не оказалось.. .
Семеро «полудержавных властелинов» были, в частности, облечены правом входить к монарху без доклада в любое время суток.
Одним из князей был молодой, энергичный Дарий, сын Гистаспа. Однажды он собрал остальных глав племен; всемером они отправились во дворец к «Бардии» , и лжецарь не посмел отказать князьям в приеме.
Оказавшись наедине с самозванцем, семеро набросились на него с ножами.. .
Вскоре после этих событий Дарий занял трон Персии. А в надписи на скале велел рассказать о безухом маге-авантюристе, одном из предшественников Гришки Отрепьева и целой череды самозванцев на российском и иных престолах...
между директором театра и поэтом о том, как надо писать пьесу. В этом
споре директор разъясняет поэту, что зритель груб, бестолков и не имеет
собственного мнения, предпочитая судить о произведении с чужих слов. Да и
не всегда его интересует искусство — некоторые приходят на
представление лишь для того, чтобы щегольнуть своим нарядом. Таким
образом, пытаться создать великое произведение не имеет смысла,
поскольку зритель в массе своей не в состоянии его оценить. Вместо этого
следует свалить в кучу всё, что попадётся под руку, а так как зритель
всё равно не оценит обилия мысли — удивить его отсутствием связи в
изложении.
В различных более ранних историях о Фаусте мотивы, по которым Фауст
заложил свою душу, варьировались. Так, в «Народной книге» Фауст продаёт
свою душу ради мирских удовольствий. В «Трагической истории доктора
Фауста» Кристофера Марло
Фауст продал свою душу, желая обессмертить свое имя. Так, хотя его
лекарства и многих — он не был в состоянии, скажем, воскресить
мёртвого и потому прибег к сатаны.
В трагедии Гёте Фауст смотрит на мир с крайним пессимизмом, проклиная
всё существующее в мире, начиная со лжи и самомненья и заканчивая
семьёй, любовью и надеждой[1] и готов покончить с собой. Однако, ему является ещё более циничный и ненавидящий мир Мефистофель, заключивший с Господом пари
на то, сможет ли Фауст от него (аналогичное пари можно
встретить в Ветхом Завете, в Книге Иова). После этого Фауст, относящийся
с полным безразличием к загробной жизни, продаёт Мефистофелю свою душу в
обмен на мирские удовольствия[2].
По условию соглашения, душа Фауста отходит Мефистофелю в тот момент,
когда Фауст возвеличит какой-либо миг своей жизни (в ранних версиях
легенды, душа Фауста отходила к Мефистофелю по истечении 24 лет).
В изначальных легендах о Фаусте герой делает попытки жениться, но под
давлением Мефистофеля, противящегося браку, как обычаю, установленному
Господом, предаётся блуду[3].
В интерпретации Гёте конфликт между Фаустом и Мефистофелем о браке
отсутствует. Вместо этого Мефистофель потворствует желанию Фауста
сблизиться с Маргаритой (уменьшит. Гретхен) (хотя, фактически, о
браке с ней речи не идёт), однако относится к чувствам Фауста с крайним
цинизмом и считает, что они сводятся лишь к плотскому влечению. Для того
чтобы они могли встретиться наедине, Фауст передаёт Маргарите
снотворное, которое та должна подсыпать своей матери. От полученного
снадобья мать девушки умирает. Позже Маргарита обнаруживает, что
беременна, и её брат, Валентин, бросается в погоню за Фаустом. После
того как Фауст и Мефистофель убивают в драке Валентина, они покидают
город, и Фауст не вспоминает Маргариту до тех пор, пока не видит её
призрака на шабаше. Призрак является ему в Вальпургиеву ночь
как пророческое видение — в виде девушки с колодками на ногах и тонкой
красной линией на шее. Потрясённый, он идёт на Маргарите,
осуждённой за то, что она убила дочь, зачатую ею от Фауста, но, когда
Маргарита отказывается бежать, бросает сошедшую с ума девушку умирать в
тюрьме. Также, хотя и в «Народной книге», и в «Трагической истории
доктора Фауста» присутствуют попытки Фауста обратиться к Небу, в версии
Гёте подобные размышления были полностью исключены. Однако, как и в
более ранних версиях легенды о Фаусте, значительный объём текста уделён
шуткам и магическим проделкам Фауста и Мефистофеля.
Вторая часть обогащается перенесением действия в Античный мир —
сложным сюжетным переплетением между современным Фаусту Средневековьем и
давно ушедшими временами, которые, к слову сказать, с философской точки
зрения так близки Гёте и его просвещённому времени, идеологически восходящему ко временам античности.
К концу трагедии Фауст сохраняет цинизм и проклинает Заботу, за что
та его ослепляет. Тем не менее Фауст решает, что он переживает
величайший миг в своей жизни, так как его работа принесёт большую пользу
людям. Таким образом завершается его контракт с Мефистофелем, и его
душа должна попасть в ад,
а также завершается пари, заключённое между Мефистофелем и Богом, о
том, сможет ли Фауст Однако, в отличие от «Народной книги»,
согласно которой Фауст попал в ад, в версии Гёте, несмотря на выполнение
условий соглашения и то, что Мефистофель действовал с разрешения
Господа, ангелы забирают душу Фауста у Мефистофеля и уносят её в рай.