Ранней весной в субботу, начался дождь так сильно, что я думал, что упадет небо . Дождь шел весь день и всю ночь . Там было много воды на дорогах. Я думал, это было великолепно, я прыгал вверх и вниз, я надеюсь, это дождь навсегда, - я крикнул маме. Я надеюсь, что я не должен идти в школу в понедельник и писать тест по математике. мама пришла в ярость. Что за глупости ты говоришь. Дождь может привести к катастрофе, -сказала она. Мама включила радио, чтобы послушать прогноз погоды на 10 часов наши местные синоптики говорили о погоде и сообщать, что барометр изменился .Их прогноз не мог сделать маму спокойной . Они обещали штормовой дождь, но я я был счастлив. После завтрака в воскресенье я надел плащ и сапоги и отправился на речку. Ветер и дождь рвали одежду и дул больно мне в лицо. я никогда не видел ничего столь замечательного . Вместо того, по нашей тихой узкой реке был слышен рев желтого льва он убегал вниз по долине. я думал, что это почти вторая половина дня, был туман, и вы вряд ли сможете разглядеть из-за дождя. На обратном пути от реки. , я увидел папу и нашу собаку, он вел коров до дома . Давай, -папа кричал мне, смотри, если ты можешь молодым. я подбежал к отцу .подошел к моей домашней корове Изабель и ее молодому теленку. Изабель посмотрела на меня, она мычала печально. я почувствовал надо отцу. Мы будем иметь катастрофу. там не будет завтра теста по математике из-за катастрофы. после чаяпития шел дождь сильнее, чем когда либо . ветер дул вокруг дома, и в результате стихийного бедствия мы могли слышать как текут реки. Дон выл так громко, в кухне дверь, что мы могли пустить его внутрь. я пошел спать рано и спрятался под одеяло. Я молился Богу, чтоб он сделал реальный дождь. утром я проснулся и посмотрел в окно. Дождь все еще шел. и там была желтая вода внизу долины. Ура ферма изменились в другой мир. я понял-нет школы сегодня! я запрыгнул в свою одежду и дождь встоловую. мама! папа! -я кричал. посмотри -везде вода! Затем я остановился. В столовой было полно животных и птиц, некоторые из свиней у костра . там было много цыплят на диване, Мама вошла в комнату с индейками. Есть еще некоторые оставленные в корзине снаружи она позвонила мне. она посмотрела, как будто она была не выспавшейся. получить их в для меня не так ли? говорила мама.
Я думал, это было великолепно, я прыгал вверх и вниз, я надеюсь, это дождь навсегда, - я крикнул маме. Я надеюсь, что я не должен идти в школу в понедельник и писать тест по математике. мама пришла в ярость. Что за глупости ты говоришь. Дождь может привести к катастрофе, -сказала она.
Мама включила радио, чтобы послушать прогноз погоды на 10 часов наши местные синоптики говорили о погоде и сообщать, что барометр изменился .Их прогноз не мог сделать маму спокойной . Они обещали штормовой дождь, но я я был счастлив.
После завтрака в воскресенье я надел плащ и сапоги и отправился на речку. Ветер и дождь рвали одежду и дул больно мне в лицо. я никогда не видел ничего столь замечательного . Вместо того, по нашей тихой узкой реке был слышен рев желтого льва он убегал вниз по долине. я думал, что это почти вторая половина дня, был туман, и вы вряд ли сможете разглядеть из-за дождя.
На обратном пути от реки. , я увидел папу и нашу собаку, он вел коров до дома . Давай, -папа кричал мне, смотри, если ты можешь молодым.
я подбежал к отцу .подошел к моей домашней корове Изабель и ее молодому теленку. Изабель посмотрела на меня, она мычала печально. я почувствовал надо отцу. Мы будем иметь катастрофу. там не будет завтра теста по математике из-за катастрофы.
после чаяпития шел дождь сильнее, чем когда либо . ветер дул вокруг дома, и в результате стихийного бедствия мы могли слышать как текут реки. Дон выл так громко, в кухне дверь, что мы могли пустить его внутрь. я пошел спать рано и спрятался под одеяло. Я молился Богу, чтоб он сделал реальный дождь.
утром я проснулся и посмотрел в окно. Дождь все еще шел. и там была желтая вода внизу долины. Ура ферма изменились в другой мир. я понял-нет школы сегодня! я запрыгнул в свою одежду и дождь встоловую. мама! папа! -я кричал. посмотри -везде вода! Затем я остановился. В столовой было полно животных и птиц, некоторые из свиней у костра . там было много цыплят на диване, Мама вошла в комнату с индейками. Есть еще некоторые оставленные в корзине снаружи она позвонила мне. она посмотрела, как будто она была не выспавшейся. получить их в для меня не так ли? говорила мама.
Тема: Ф.Яруллинның “Кояштагы тап” хикәясе (6 нчы сыйныфта сыйныфтан тыш уку дәресе)
Дәрес тибы: Белемнәрне гомумиләштерү һәм системалаштыру.
Максат: 1. Хикәя белән таныштыру, эчтәлегенә төшендерү; текстка караган лексиканы сөйләмдә активлаштыру; укучыларның аралашу күнекмәләрен үстерү; бердәм хезмәттәшлек итәргә өйрәтү; сәнгатьле, йөгерек, дөрес уку күнекмәләрен камилләштерү.
2. Фикерләү сәләтен үстерү, үзфикерләүне булдыру.
3. Әниләргә карата хөрмәт тәрбияләү.
Җиһазлау: Фәнис Яруллин.Сайланма әсәрләр; Татар теленең аңлатмалы сүзлеге, ноутбук.
Таратма материаллар:ак, сары битләр, маркерлар.
Дәрес барышы:
I. Оештыру өлеше.
1. Исәнләшү. “Хәерле көн, балалар!”
2. Дәреснең максаты белән таныштыру.
- Укучылар, бездә бүген сыйныфтан тыш уку дәресе. Сезгә өйдә Ф. Яруллинның “Кояштагы тап” хикәясен укып килергә кушылган иде. Без дәрестә аның эчтәлегенә төшенербез, яхшылык һәм яманлык турында сөйләшербез.
II. Актуальләштерү.
Укучыларга “Нәрсә ул яхшылык?” “Нәрсә ул яманлык?” дигән сораулар куела.
Алар үз фикерләрен белдерәләр. Бер-берсен тулыландыралар.
III. Яңа материал.
1. Татар теленең аңлатмалы сүзлегеннән “яхшылык, яманлык” сүзләренең төшенчәсен аңлату.
Яхшылык – файда, уңайлык, изгелек
Яманлык – усаллык, начарлык, әшәкелек.
2. Укучыларга ак кәгазь битләре, маркерлар таратыла. Алар шунда, чиратлашып, әниләренең яхшы сыйфатларын язалар. Шуннан соң бер укучы җавапларны укып чыга. Җаваплар кабатланмаска тиеш.
- Рәхмәт, балалар! Ә без үзебезнең әниләргә борчу китермибез микән? Алар бәхетле булсын өчен сезгә нишләргә кирәк? (тырышып укырга, тәртипле булырга)
Хикәядәге аңлашылмаган сүзләргә игътибар итик.
3. Сүзлек эше: тап – берәр өслектә аерылып торган нокта яисә мәйданчык
өтеп – яндырып, көйдереп
шомлы – куркыныч
4. Хикәя белән эш.
Өйдә укып килгән “Кояштагы тап” хикәясе буенча сөйләшү.
Хикәядә нинди образлар бар?
Хикәядән әнисе образы турында язылган юлларны табып укыгыз.
Өзектән әнисенең ниләр эшләгәнлеген табып әйтәләр.
Әни кешенең төп сыйфаты – эшчәнлек икәнлеген әйттерүгә ирешү.
Бу хикәядә малайның нинди сыйфатын күрдек?
Иң төп сыйфат: әнисе – эшчән, малай – ялкау икәнлеген күрдек.
Малай урынында булсагыз нишләр идегез? (Җаваплар тыңлана)
Ял итү. Физкультминутка.
IV. Ныгыту.
Укучыларга сорау язылган карточкалар таратыла һәм җавапларын дәрестән чыкканда җыеп алына.
1) Малай кем белән яшәгән? 2) Малайның әнисе нәрсәләр эшләгән? 3) Авыру әнисе малайдан нәрсә сораган? 4) Малай нинди начарлык эшләгән? 5) Бу начарлыкны нәрсә күргән? 6) Кояшта нәрсә калган?
V. Йомгаклау.
1. Сары кәгазьләргә әниләргә теләкләр язалар.
Мәсәлән: Бәхетле бул! Исән-сау бул!
Сәламәт бул! Янәшәмдә бул!
Озак яшә! Кайгы күрмә!
Беркайчан да авырма! Авырма! һ.б.
VI. Өй эше. Әниләр турында мәкальләр язып килергә.
Дәрес “Әни” турында җыр белән тәмамлана. Укучыларга билгеләр кую һәм дәресне тәмамлап, алар белән саубуллашу.