главная » персоналии » композиторы » зарубежные композиторы
“лунная соната” бетховена и его отношения с роялем (часть i)
beethoven moonlight sonataсоздатель “лунной сонаты” назвал ее «сонатой в духе фантазии». она была навеяна смесью романтики, нежности и грусти. к грусти примешивалось отчаянье приближения неизбежного
что вдохновило создателя “лунной”?
откуда взялось в названии сонаты слово «лунная»?
тяжелые предчувствия
что вдохновило создателя “лунной”?
каково было бетховену, когда он сочинял четырнадцатую сонату? с одной стороны, он был влюблен в свою очаровательную ученицу, джульетту гвичарди, и даже строил планы совместного будущего. с другой… он понимал, что у него развивается глухота. а ведь для музыканта потеря слуха едва ли не страшнее потери зрения!
откуда взялось в названии сонаты слово «лунная»?
по некоторым данным, так ее назвал уже после смерти композитора его друг – людвиг рельштаб. по другим (кто как, а я склонен все-таки доверять школьным учебникам) – ее так назвали лишь потому, что была мода на все «лунное». точнее, на «лунные обозначения».
вот так вот прозаично и появилось название одного из самых волшебных произведений великого композитора.
тяжелые предчувствия
святая святых у каждого своя. и, как правило, это самое сокровенное место находится там, где автор творит. бетховен в своей святая святых не только сочинял музыку, но и ел, спал, простите за подробность, испражнялся. короче говоря, с роялем у него отношения были весьма свойские: сверху на нем ворохом валялись ноты, снизу стоял неопорожненный ночной горшок. точнее, ноты валялись где только можно себе представить, в том числе и на рояле. аккуратностью маэстро не отличался.
джульетта гвичардикто-то еще удивляется, что его отвергла девушка, в которую он имел неосторожность влюбиться? я, конечно, понимаю, что он был великий композитор… но на ее месте я бы тоже не выдержал.
а может, оно и к лучшему? ведь если бы та его осчастливила своим вниманием, то место рояля заняла бы именно она… и тогда остается лишь гадать, чем бы все закончилось. но именно графине джульетте гвичарди он посвятил одно из величайших произведений того времени.
в свои тридцать лет у бетховена были все основания быть счастливым. он был признанным и успешным композитором, который пользовался популярностью среди аристократов. он был великим виртуозом, которого не портили даже не ахти какие манеры (ох и чувствуется же здесь влияние
лунная сонатавот только хорошее настроение изрядно портило предчувствие беды: у него понемногу угасал слух. уже несколько лет людвиг замечал, что слышит все хуже и хуже. из-за чего это происходило? это сокрыто покровом времени.
его и днем, и ночью мучил шум в ушах. он с трудом различал слова говорящих, а чтобы различать звуки оркестра, был вынужден стоять все ближе и ближе.
и в то же время композитор скрывал недуг. он должен был страдать молча и незаметно, что не могло прибавлять особой жизнерадостности. поэтому то, что видели окружающие, было лишь игрой, искусной игрой на публику.
мосвязи, возможности и пути синтеза музыки и архитектуры.в художественной культуры архитектура и музыка не связаны между собой столь тесно, как, например, архитектура и скульптура, архитектура и живопись, музыка и поэзия и др. и вместе с тем между архитектурой и музыкой возникают определенные формы взаимосвязи, существенные и для теории, и для художественной практики. янис ксенакис, один из ведущих композиторов второй половины xx века, на примере своего творчества блестяще проиллюстрировал возможности симбиоза музыки и архитектуры: «хотим мы этого или нет, между архитектурой и музыкой существует мостик» общеизвестно, что аристотель видит в изобразительных искусствах подражание или род знания. воззрение это лежало в самом существе художественной культуры древних греков. однако в данном случае для нас гораздо интереснее то, что этот взгляд аристотель распространяет и на искусство музыки и поэзии. и в этих искусствах он видит искусства «подражательные».более того, по мнению аристотеля, область подражания, доступная музыке, в известном отношении шире области, составляющей удел пластики и живописи. изобразительную силу музыки.аристотель оценивал чрезвычайно высоко. действие,воспроизводимое музыкой нравственного характера или состояния,настолько сильно, что чувство, возбужденное в нас музыкальным изображением, может переноситься на реальных людей, характеры которых изображаются мелодией. «кто, например, глядя на чье-либо изображение, испытывает радостное чувство не по какой-либо другой причине, а именно из-за данного внешнего образа, тому, конечно,приятно будет и встретиться лицом к лицу с человеком, на чье изображение он смотрит.эту же мысль доказывает и а. г. габричевский, крупнейший деятель культуры, чья личность и творчество повлияли на интеллектуальную жизнь нашей страны в xx веке: « между искусством пространственным и временным чрезвычайно зыбка». можно выделить некоторые формы такой взаимосвязи.1. генетическая общность многих конкретно- явлений двух данных искусств, обусловленная их происхождение одной социальной основы. отсюда – образная и стилистическая близость музыки и архитектуры в определенные периоды культурного развития, что позволяет выявить аналогии между кругом идей,образов и выразительных средств. в музыке прослеживается отражение картинности, объемности (особенно в программной музыке), мы можем «видеть» море, замок, парад, а в архитектуре –отражение категории музыкальности. при создании архитектурного объекта звучание музыкальных инструментов часто предопределяет само архитектурное решение.
про пианино
главная » персоналии » композиторы » зарубежные композиторы
“лунная соната” бетховена и его отношения с роялем (часть i)
beethoven moonlight sonataсоздатель “лунной сонаты” назвал ее «сонатой в духе фантазии». она была навеяна смесью романтики, нежности и грусти. к грусти примешивалось отчаянье приближения неизбежного
что вдохновило создателя “лунной”?
откуда взялось в названии сонаты слово «лунная»?
тяжелые предчувствия
что вдохновило создателя “лунной”?
каково было бетховену, когда он сочинял четырнадцатую сонату? с одной стороны, он был влюблен в свою очаровательную ученицу, джульетту гвичарди, и даже строил планы совместного будущего. с другой… он понимал, что у него развивается глухота. а ведь для музыканта потеря слуха едва ли не страшнее потери зрения!
откуда взялось в названии сонаты слово «лунная»?
по некоторым данным, так ее назвал уже после смерти композитора его друг – людвиг рельштаб. по другим (кто как, а я склонен все-таки доверять школьным учебникам) – ее так назвали лишь потому, что была мода на все «лунное». точнее, на «лунные обозначения».
вот так вот прозаично и появилось название одного из самых волшебных произведений великого композитора.
тяжелые предчувствия
святая святых у каждого своя. и, как правило, это самое сокровенное место находится там, где автор творит. бетховен в своей святая святых не только сочинял музыку, но и ел, спал, простите за подробность, испражнялся. короче говоря, с роялем у него отношения были весьма свойские: сверху на нем ворохом валялись ноты, снизу стоял неопорожненный ночной горшок. точнее, ноты валялись где только можно себе представить, в том числе и на рояле. аккуратностью маэстро не отличался.
джульетта гвичардикто-то еще удивляется, что его отвергла девушка, в которую он имел неосторожность влюбиться? я, конечно, понимаю, что он был великий композитор… но на ее месте я бы тоже не выдержал.
а может, оно и к лучшему? ведь если бы та его осчастливила своим вниманием, то место рояля заняла бы именно она… и тогда остается лишь гадать, чем бы все закончилось. но именно графине джульетте гвичарди он посвятил одно из величайших произведений того времени.
в свои тридцать лет у бетховена были все основания быть счастливым. он был признанным и успешным композитором, который пользовался популярностью среди аристократов. он был великим виртуозом, которого не портили даже не ахти какие манеры (ох и чувствуется же здесь влияние
лунная сонатавот только хорошее настроение изрядно портило предчувствие беды: у него понемногу угасал слух. уже несколько лет людвиг замечал, что слышит все хуже и хуже. из-за чего это происходило? это сокрыто покровом времени.
его и днем, и ночью мучил шум в ушах. он с трудом различал слова говорящих, а чтобы различать звуки оркестра, был вынужден стоять все ближе и ближе.
и в то же время композитор скрывал недуг. он должен был страдать молча и незаметно, что не могло прибавлять особой жизнерадостности. поэтому то, что видели окружающие, было лишь игрой, искусной игрой на публику.
но неожиданно случилось то, что смутило
мосвязи, возможности и пути синтеза музыки и архитектуры.в художественной культуры архитектура и музыка не связаны между собой столь тесно, как, например, архитектура и скульптура, архитектура и живопись, музыка и поэзия и др. и вместе с тем между архитектурой и музыкой возникают определенные формы взаимосвязи, существенные и для теории, и для художественной практики. янис ксенакис, один из ведущих композиторов второй половины xx века, на примере своего творчества блестяще проиллюстрировал возможности симбиоза музыки и архитектуры: «хотим мы этого или нет, между архитектурой и музыкой существует мостик» общеизвестно, что аристотель видит в изобразительных искусствах подражание или род знания. воззрение это лежало в самом существе художественной культуры древних греков. однако в данном случае для нас гораздо интереснее то, что этот взгляд аристотель распространяет и на искусство музыки и поэзии. и в этих искусствах он видит искусства «подражательные».более того, по мнению аристотеля, область подражания, доступная музыке, в известном отношении шире области, составляющей удел пластики и живописи. изобразительную силу музыки.аристотель оценивал чрезвычайно высоко. действие,воспроизводимое музыкой нравственного характера или состояния,настолько сильно, что чувство, возбужденное в нас музыкальным изображением, может переноситься на реальных людей, характеры которых изображаются мелодией. «кто, например, глядя на чье-либо изображение, испытывает радостное чувство не по какой-либо другой причине, а именно из-за данного внешнего образа, тому, конечно,приятно будет и встретиться лицом к лицу с человеком, на чье изображение он смотрит.эту же мысль доказывает и а. г. габричевский, крупнейший деятель культуры, чья личность и творчество повлияли на интеллектуальную жизнь нашей страны в xx веке: « между искусством пространственным и временным чрезвычайно зыбка». можно выделить некоторые формы такой взаимосвязи.1. генетическая общность многих конкретно- явлений двух данных искусств, обусловленная их происхождение одной социальной основы. отсюда – образная и стилистическая близость музыки и архитектуры в определенные периоды культурного развития, что позволяет выявить аналогии между кругом идей,образов и выразительных средств. в музыке прослеживается отражение картинности, объемности (особенно в программной музыке), мы можем «видеть» море, замок, парад, а в архитектуре –отражение категории музыкальности. при создании архитектурного объекта звучание музыкальных инструментов часто предопределяет само архитектурное решение.