1
Какая песня стала основой для пьесы М.А. Балакирева?
а) «Волшебный смычок» б) «Жаворонок» в) «С чего начинается Родина?»
2
Кто автор музыки «Богатырские ворота»?
а) А.П.Бородин б) Ф.Шуберт в) М.Мусоргский
3
Сколько исполнителей в квартете? а) один б) четыре в) три
4
Какие искусства воспели подвиг героя-защитника Родины?
а) музыка б) поэзия в) скульптура г) театр
5
Какую знакомую музыку слышите в картине «Сикстинская мадонна»?
а) «Богатырская симфония» А.Бородина б) «Аве Мария» Шуберта в) «Богатырские ворота» М.Мусоргского
6
Какой композитор в рассказе К.Паустовского «Старый повар» выполнил при музыки последнюю волю повара? а) В. Моцарт б) М. Мусоргский в) А. Бородин
7
Какая группа инструментов звучит в басне «Квартет»?
а) струнно-смычковая б) духовые в) клавишные
8
Какое средство музыкальной выразительности изменяет силу звука?
а) ритм б) темп в) динамика
9
Определи исполнителя песни «Жаворонок» М. Глинки:
а) симфонич. оркестр б) фортепиано и голос (соло) в) кларнет
10
Определи исполнителя песни «Аве Мария» Ф.Шуберта:
а) скрипка б) фортепиано и голос (мужской) в) симфонический оркестр и голос (дисконт)
Триптих был заказан художнику в году Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. Солдаты, шедшие на фронт, вдохновлялись им. Тыловики, обеспечивающие солдат едой, оружием и одеждой тоже находили в нем утешение.
«Александр Невский» писался под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Он был призван вызвать в душах зрителей подъем и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался, и как бы несметны не были его полчища.
В левой и правой части триптиха солдаты собираются на войну. Их провожают женщины – старуха-мать, опирающаяся на клюку, жена, держащая на руках маленького ребенка. Воевать стоит ради них, ради того, чтобы жизнь продолжилась, ребенок вырос, мать смогла дожить свой век в покое и тишине, а не в всепоглощающем страхе за сына. Сама земля, её река, деревня, маленькая церковь тоже нуждается в защите, и тоже собирается ждать своих сыновей.
Посередине же образ воина получает закономерно развитие. Александр Невский – человек, остановивший немецких рыцарей, как никто другой мог вдохновить защитников страны на войну с фашистскими захватчиками. В его фигуре есть нечто монументальное, память о древних богатырях, и одновременно – иконописная строгость, стяг с лицом Христа, напоминающая о святости русской земли. Он стоит, опираясь на меч, за спиной пьется стяг и колеблется на ветру плащ, и, полностью облаченный в доспех, он ждет, когда придут те, с кем нужно будет биться. Придут – и погибнут от того меча, с которым пришли.
А за его спиной – беззащитная, родная, любимая земля. Белостенный город на реке, облачное, нахмуренное небо, готовое, кажется, заплакать. За них нужно биться, за детей и матерей, оставшихся в городе. И нельзя не победить – как в свое время не смог не победить Александр.
Образный строй «Детского альбома» Чайковского вполне самостоятелен и типичен для русского ребенка из той среды, в которой вырос сам композитор. «Маленькой сюитой из русского быта» называет Асафьев эту серию двадцати четырех миниатюр, обрисовывающих мир беззаботного детства с его играми и забавами, краткими минутами огорчения и внезапными радостями, по-своему воспринятыми впечатлениями окружающей жизни.