1. На какого композитора возглавили надежды в создании национальной русской оперы, отвечавшей новым запросам современников. 2. В какой опере Верстовского залодены ростки будущей национальной русской оперы.
3. Этот композитор родился 15 августа 1787 года, происходил из старинного дворянского рода, получил прекрасное домашнее образование, владел французким и немецким языками, знал математику, историю, географию.
4. Бывший блестящий офицер, известный композитор из-за обвинения в убийстве был сослан в Сибирь, был лишён "знаков отличия, чинов и дворянства".
5. Вокальная лирика этого композитора предвосхитила пути развития жанра романса в России и оказала влияние на характер вокальной музыки Глинки и всей русской романсоваой культуры.
1) П. И. Чайковский «Евгений Онегин»
, самой известной оперой на пушкинский сюжет является опера «Евгений Онегин». П. И. Чайковского в первую очередь интересовала лирическая составляющая произведения. Не случайно, жанр оперы определён, как «лирические сцены». А вот пушкинскими отступлениями об эпохе и людях пришлось пожертвовать, потому что они перегрузили бы музыкальное произведение, сделав его эпичным. Зато образы Евгения Онегина, Ленского, Татьяны и Ольги получились живыми и такими же наполненными, как у классика.
П. И. Чайковский «Пиковая дама»
История о трех картах не могла не заинтересовать П. И. Чайковского, поскольку авантюрное начало повести идеально подходило для либретто оперы. Композитор убрал пушкинскую вторую букву «н» из фамилии героя, таким образом, сделав фамилию именем. Если для Германа Чайковского три карты — это путь к счастливой жизни с Лизой, то для пушкинского Германна любовь Лизы — это путь к богатству, путь к заветным трём картам. Как мы видим, мотивация литературного и музыкального героя различны.
М. П. Мусоргский «Борис Годунов»
, «Борис Годунов» является третьей по популярности оперой на пушкинский сюжет.
Народная драма передана Мусоргским идеально. Герои, атмосфера, колорит эпохи, — все на высоте. Популяризации оперы и прекрасные исполнители оперы. Шаляпин, один из первых исполнителей царя, передал противоречивость Бориса Годунова, Атлантов и Нэлепп создали многоплановый образ самозванца. Опера примечательна как лирическими, так и эпическими сценами. Но в центре внимания все равно остается человек с его проблемами и стремлением к счастью. Поэтому из оперы особенно популярны дуэт Марины Мнишек и Лжедмитрия, а также монологи Бориса Годунова, показывающие душевные муки царя.
М. И. Глинка. «Руслан и Людмила»
Глинка живо интересовался творчеством Пушкина и поэтому неудивительно, что по мотивам поэмы классика он написал оперу. Это опера была особенно популярна в императорской России, но и сейчас произведение охотно берут в репертуар ведущие музыкальные театры.
Композитору удалось передать фольклорное начало Пушкина. Каватина Людмилы, Ария Руслана, Рондо Фарлафа — это , одни из самых удачных музыкальных моментов произведения, передавших сказочный дух поэмы.
это одни из многих музыкальных произведений.
2)
Метапредметные:
— чуткость и отзывчивость к воплощению темы любви в искусстве.
Личностные:
— эмоционально-личностное отношение к воплощению пушкинского образа в музыке на примере произведения П. Чайковского «Евгений Онегин».
Предметные:
— знание жанра лирическо-психологической русской оперы на примере оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.
Форма проведения занятий: Аналитический урок, посвящённый воплощению пушкинского образа в музыке.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Изобразительное искусство: Е. Самокиш-Судковская. Три иллюстрации к роману А. Пушкина «Евгений Онегин».
Литература: М. Цветаева. «Мой Пушкин», фрагмент.
Музыка: П. Чайковский. Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин» (№ 18 аудиоприложения).
Песенный материал: А. Макаревич. «Пока горит свеча».
Виды деятельности учащихся: Участие в беседе о воплощении темы любви в искусстве. Участие в беседе о пушкинских сюжетах, темах, образах в музыке. Слуховой анализ музыки. Знакомство и обсуждение книжных иллюстраций. Выразительное чтение вслух и обсуждение фрагмента прозы М. Цветаевой. Сравнительный анализ иллюстраций и музыкального фрагмента. Разучивание и исполнение песенного материала.
Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе о воплощении темы любви в искусстве. Контроль участия в беседе о пушкинском образе Татьяны Лариной в музыке. Контроль сравнительного анализа образа Татьяны в музыке и иллюстрациях. Контроль понимания содержания прозаического отрывка М. Цветаевой.
вот вроде
Сейчас эту песню мало кто знает. А 50 лет назад ее пела вся страна. Пели артисты советской эстрады на концертах в сельских клубах и городских домах культуры, на радио и телевидении. Пели советские люди на демонстрациях и народных гуляньях, за праздничными застольями и во дворах. Она стала действительно народной, хотя у песни есть авторы.
Молодой поэт Роберт Рождественский в 1967 году написал стихотворение и обратился к Оскару Фельцману. Позднее композитор вспоминал: «Толчком к ее созданию послужило подлинное жизненное событие. О нем писали в газетах, говорили по радио. Я знал об этом подвиге, но рассказ Рождественского воскресил его с новой силой. На следующий день нами была написана «Огромное небо».
Новую песню О. Фельцман вначале предлагал исполнителям-мужчинам: Юрию Гуляеву, Муслиму Магомаеву, и, конечно же, Иосифу Кобзону, с которым его связывали давние творческие отношения. Но в результате песня «Огромное небо» в аранжировке Александра Броневицкого зазвучала в исполнении Эдиты Пьехи.
Спустя год «Огромное небо» на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии получило сразу три медали: две золотые и