Сейчас речь пойдет о гаммах. Гаммы позволяют определить какие аккорды и в какой последовательности можно использовать. Помимо гамм мы познакомимся с квинтовым кругом.В музыке существует всего 12 различных нот (A, Bb, B, , Ab), однако в большинстве песен все ноты не используются. Более того, обычно на песню приходится не больше семи нот. Тональность определяет ноты, которые используются в даннм музыкальном произведение. Знание тональности песни, позволяет значительно упростить построение басовой линии, поскольку явно указывает ноты(и аккорды), которые можно использовать.Ноты, которые ассоциируются с данной тональностью называются гаммой. Например, если Вы захотите написать песню в тональности C мажор, то Вам придется использовать только ноты C, D, E, F, G, A, B, C; то есть все белые клавиши фортепьяно и не одной черной. Вы можете сыграть эту последовательность на бас гитаре:G2--4--5-- D2--3--5 A--3--5 EСыграйте эту гамму. Звук получился очень естественный и знакомый. Это потому что мажорная гамма наиболее широко используемая в музыке. Нет никакого секрета в выборе первой ноты гаммы. Вы можете записать мажорную гамму, начинающуюся с любой ноты и это будет мажорной тональностью этой ноты. Мажорная гамма определяет семь нот. Эти ноты находятся на расстоянии в один тон друг от друга (два лада), кроме третьей и четвертой ноты, расстояние между которыми пол тона. (Также полтона между седьмой нотой и первой нотой следующей октавы.) Поэтому если Вы захотите построить гамму D мажор, то Вам надо начать с ноты D и двигаться дальше через тон, за исключением третьей и седьмой нот. Вот гамма D мажор: D, E, F#, G, A, B, C#, D. Обратите внимание, расстояние между F# и G, C# и D составляет пол тона. На бас гитаре эту гамму можно сыграть так:G4--6--7-- D4--5--7 A--5--7 EОбратите внимание, что вид табулатуры этой гаммы почти совпадает с табулатурой C мажорной гаммы.G(N-1)--(N+1)--(N+2)-- D(N-1)--N--(N+2) A--N--(N+2) E Фактически мажорную гамму можно получить, используя этот шаблон, начиная с любой ноты (любого лада). Например гамма F мажор выглядит следующим образом:G D0--2--3-- A0--1--3 E--1--3Она имеет тот же ладовый шаблон, что использовался в предыдущих примерах, но начинается с первого лада струны E. О песне, написанной с использованием только этих семи нот, говорят, что она написана в тональности F мажор. Если хотите, можете пройтись вверх по грифу, играя ноты этой тональности, начиная с F: если Вы сделаете это, то то восьмая нота будет повторять первую, девятая - вторую и так далее. Результат должен выглядеть так:G2--3--5--7--9--10 D0--2--3--5 A0--1--3 E--1--3 Заметьте, что и вторая и девятая нота - это G, третья и десятая - A, и так далее. В зависимости от обстоятельств G будем называть второй или девятой.После выбора тональности песни, Вы можете приступить к подбору аккордов. Поскольку теперь Вы можете использовать только семь нот, число доступных аккордов уменьшится. Например предположим, что вы пишете в тональности C мажор. Тогда Вы не сможете использовать аккорд C минор, поскольку в него входит нота E#, которой нет в гамме C мажор. Однако вы можете построить аккорд C мажор из первой, третьей и пятой нот гаммы: C, E, и G. Допустим Вам нужен аккорд с основной нотой D. Какой аккорд выбрать? D мажор не подойдет, поскольку вам понадобится нота Fb, которая не входит в тональность C мажор. Аккорд D минор состоит только из нот гаммы С мажор: D, F и A (вторая четвертая и шестая ноты гаммы C мажор). Поэтому если Вы пишете песню в тональности C мажор, то будете использовать аккорд D минор, а не D мажор. Пусть Вам надо построить четырехнотный аккорд с основной нотой G, используйте G, B, D и F (пятая, седьмая, девятая и одиннадцатая ноты гаммы), то есть аккорд G7.Основная цель выбора тональности состоит в определение аккордов, которые можно использовать песне. Рассмотрим например песню AC-DC "You Shook Me All Night Long". Она написана в тональности G мажор:Куплет: (повторять)
В пьесе «Утро» композитор описывает красоту пробуждающейся норвежской природы. В этом произведении мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши – светлые, простые, по-северному сдержанные. Основную мелодию играют по очереди, перекликаясь, два инструмента – флейта и гобой, воспринимаемые как перекличку наигрышей свирели и рожка. Это создает ощущение широкого пространства, воздуха. С разговора этих инструментов начинается «Утро» Грига.
Предрассветную тишину оглашают чистые звуки пастушеской свирели. Прозрачная мелодия переходит от одного инструмента к другому. Звучность нарастает. Чистые гармонические краски (трезвучие - основной вид гармонии), яркие, неожиданные в сопоставлении друг с другом, воспринимаются как краски в живописном пейзаже. При каждом новом повторе наигрыша по-являются мелодические варианты, которые связывают сходные фразы в единую мелодию. Мы слышим, как поют птицы, шелестит листвой ветер. И, наконец, будто хлынули потоки солнечного света – так сверкает всеми красками оркестр. Музыка в начале спокойная, ласковая, нежная, добрая. А середина звучит восторженно, ярко. Когда слышишь теплый тембр струнных инструментов – скрипок и виолончелей, кажется, что сияющие лучи солнца блещут и переливаются. В насыщенном, широком по диапазону звучании струнной группы эта живописная музыка наполняется лиризмом, чувством радости, полноты жизнеощущения. Сам композитор образно говорил, что в этой музыке он хотел изобразить «солнце сквозь облака». Какими разноцветными, нежными и яркими красками-звуками нарисовал Григ эту чудесную картину. В конце музыка опять звучит, успокоено, заворожено, мечтательно и нежно. Несколькими штрихами Григ в конце пьесы расширяет конкретно-образные ассоциации: соло валторны и ходы, близкие к звучанию охотничьих рожков, легкие трели флейт - всё это воспринимается как лесные голоса, щебет птиц на фоне тишины, покоя утренней природы. В»Утре» Грига яркая красочная живопись природы соединяется с тонким лиризмом музыки.
D2--3--5
A--3--5
EСыграйте эту гамму. Звук получился очень естественный и знакомый. Это потому что мажорная гамма наиболее широко используемая в музыке. Нет никакого секрета в выборе первой ноты гаммы. Вы можете записать мажорную гамму, начинающуюся с любой ноты и это будет мажорной тональностью этой ноты. Мажорная гамма определяет семь нот. Эти ноты находятся на расстоянии в один тон друг от друга (два лада), кроме третьей и четвертой ноты, расстояние между которыми пол тона. (Также полтона между седьмой нотой и первой нотой следующей октавы.) Поэтому если Вы захотите построить гамму D мажор, то Вам надо начать с ноты D и двигаться дальше через тон, за исключением третьей и седьмой нот. Вот гамма D мажор: D, E, F#, G, A, B, C#, D. Обратите внимание, расстояние между F# и G, C# и D составляет пол тона. На бас гитаре эту гамму можно сыграть так:G4--6--7--
D4--5--7
A--5--7
EОбратите внимание, что вид табулатуры этой гаммы почти совпадает с табулатурой C мажорной гаммы.G(N-1)--(N+1)--(N+2)--
D(N-1)--N--(N+2)
A--N--(N+2)
E Фактически мажорную гамму можно получить, используя этот шаблон, начиная с любой ноты (любого лада). Например гамма F мажор выглядит следующим образом:G
D0--2--3--
A0--1--3
E--1--3Она имеет тот же ладовый шаблон, что использовался в предыдущих примерах, но начинается с первого лада струны E. О песне, написанной с использованием только этих семи нот, говорят, что она написана в тональности F мажор. Если хотите, можете пройтись вверх по грифу, играя ноты этой тональности, начиная с F: если Вы сделаете это, то то восьмая нота будет повторять первую, девятая - вторую и так далее. Результат должен выглядеть так:G2--3--5--7--9--10
D0--2--3--5
A0--1--3
E--1--3 Заметьте, что и вторая и девятая нота - это G, третья и десятая - A, и так далее. В зависимости от обстоятельств G будем называть второй или девятой.После выбора тональности песни, Вы можете приступить к подбору аккордов. Поскольку теперь Вы можете использовать только семь нот, число доступных аккордов уменьшится. Например предположим, что вы пишете в тональности C мажор. Тогда Вы не сможете использовать аккорд C минор, поскольку в него входит нота E#, которой нет в гамме C мажор. Однако вы можете построить аккорд C мажор из первой, третьей и пятой нот гаммы: C, E, и G. Допустим Вам нужен аккорд с основной нотой D. Какой аккорд выбрать? D мажор не подойдет, поскольку вам понадобится нота Fb, которая не входит в тональность C мажор. Аккорд D минор состоит только из нот гаммы С мажор: D, F и A (вторая четвертая и шестая ноты гаммы C мажор). Поэтому если Вы пишете песню в тональности C мажор, то будете использовать аккорд D минор, а не D мажор. Пусть Вам надо построить четырехнотный аккорд с основной нотой G, используйте G, B, D и F (пятая, седьмая, девятая и одиннадцатая ноты гаммы), то есть аккорд G7.Основная цель выбора тональности состоит в определение аккордов, которые можно использовать песне. Рассмотрим например песню AC-DC "You Shook Me All Night Long". Она написана в тональности G мажор:Куплет: (повторять)
композитор описывает красоту пробуждающейся норвежской природы. В этом произведении мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши – светлые, простые, по-северному сдержанные.
Основную мелодию играют по очереди, перекликаясь, два инструмента – флейта и гобой, воспринимаемые как перекличку наигрышей свирели и рожка. Это создает ощущение широкого пространства, воздуха.
С разговора этих инструментов начинается «Утро» Грига.
Предрассветную тишину оглашают чистые звуки пастушеской свирели. Прозрачная мелодия переходит от одного инструмента к другому. Звучность нарастает. Чистые
гармонические краски (трезвучие - основной вид гармонии), яркие, неожиданные в сопоставлении друг с другом, воспринимаются как краски в живописном пейзаже. При каждом новом повторе наигрыша по-являются мелодические варианты, которые связывают сходные фразы в единую мелодию. Мы слышим, как поют птицы, шелестит листвой ветер. И, наконец, будто хлынули потоки солнечного света – так сверкает всеми красками оркестр. Музыка в
начале спокойная, ласковая, нежная, добрая. А середина звучит восторженно, ярко. Когда слышишь теплый тембр струнных инструментов – скрипок и виолончелей,
кажется, что сияющие лучи солнца блещут и переливаются. В насыщенном, широком по диапазону звучании струнной группы эта живописная музыка наполняется лиризмом, чувством радости, полноты жизнеощущения. Сам композитор образно говорил, что в этой музыке он хотел изобразить «солнце сквозь облака». Какими разноцветными, нежными и яркими красками-звуками нарисовал Григ эту чудесную картину. В конце музыка опять звучит, успокоено, заворожено, мечтательно и нежно. Несколькими штрихами Григ в конце пьесы расширяет конкретно-образные
ассоциации: соло валторны и ходы, близкие к звучанию охотничьих рожков, легкие трели флейт - всё это воспринимается как лесные
голоса, щебет птиц на фоне тишины, покоя утренней природы. В»Утре» Грига яркая красочная живопись природы соединяется с
тонким лиризмом музыки.