15. Австрийский композитор-песенник: а) Ф. Шопен;
б) Ф. Шуберт;
в) Р. Шуман.
16. Раньше называли:
а) песни о любви;
б) танцевальные песни;
в) песни о войне.
17. Создателем жанра « » считается:
а) Ф. Шопен;
б) Ф. Шуберт;
в) Р. Шуман.
18. Как называется песня- Ф. Шуберта:
а) «Морская владычица»;
б) «Лесной царь»;
в) «Морской царь».
19. В Древней Руси искусство развивалось в двух направлениях:
а) церковная музыка и фольклор;
б) фольклор и танцевальная музыка;
в) песенное творчество и церковная музыка.
тест-20. Странствующие актеры, яркие представители народного творчества:
а) клоуны;
б) скоморохи;
в) песняры.
21. Церковное пение в древности было:
а) одноголосным, мужским;
б) женским, многоголосным;
в) смешанный одноголосный хор.
22. Пение без сопровождения называется:
а) andantino;
б) belcanto;
в) a capella.
23. Древнюю церковную музыку записывали специальной нотацией, которая называлась:
а) знаменная;
б) стилистическая;
в) стандартная.
24. Многоголосное пение в Древней Руси называлось:
а) знаменным;
б) партесным;
в) григорианским хоралом.
25. В связи с появлением многоголосного пения появился новый жанр:
а) симфония;
б) духовный концерт;
в) сoncerto grosso.
26. Самый популярный духовный концерт М. Березовского называется:
а) «Сказ о слове Божьем»
б) «Путь в Иерусалим»
в) «Не отвержи меня во время старости».
27. Одна из симфоний В. Кикта называется:
а) «Фрески Софии Киевской»;
б) «Фрески Екатерины II»
в) «Фрески Николая II»
28. Симфонию-действо «Перезвоны» написал:
а) В. Гаврилин;
б) П. Чайковский;
в) М. Мусоргский.
29. Великий немецкий композитор-органист, живший в XVIII веке:
а) И. С. Бах;
б) К. Ф. Э. Бах;
в) Д. Келлнер.
тест_30. Барокко в переводе с итальянского переводится как:
а) необычный;
б) причудливый;
в) странный.
31. Токката в переводе с итальянского:
а) слез
ливо;
б) утонченно, ласково;
в) удар, прикосновение.
32. Фуга в переводе с латинского:
а) бег, течение;
б) удар, прикосновение;
в) радость, упокоение.
33. Самый знаменитый цикл А. Вивальди, написанный для солирующей скрипки и оркестра, в основе которого лежат сонеты, написанные самим композитором:
а) «Симфония псалмов»;
б) «Времена года»;
в) «Зима».
34. Одноголосное песнопение, которое является часть богослужения европейской церкви:
а) хорал;
б) мотет;
в) органум.
35. Полифония, в которой одновременно звучат несколько мелодий называется:
а) фуга;
б) григорианский хорал;
в) контрапункт.
36. «Реквием» написал:
а) Л. Бетховен;
б) А. Моцарт;
в) Д. Перголези.
37. Композитор, написавший кантату «Кармина Бурана»:
а) К. Орф;
б) Д. Мийо;
в) А. Шёнберг.
38. Как называли бродячих студентов в Европе во времена Средневековья, которые подарили нам гимн «Гаудеамус»:
а) скоморохи;
б) ваганты;
в) уличные музыканты.
39. В XX веке у нас в стране зародился новый жанр песни, которые сначала называли студенческими или туристическими:
а) авторская песня;
б) частушка;
в) романс.
тест*40. Первый российский бард:
а) М. Высотский;
б) В. Цой;
в) Б. Окуджава.
41. Жанр музыки, пришедший к нам из Африки, отличителен свободным исполнением и ритмическими «раскачками»:
а) джаз;
б) фингерстайл;
в) рок.
42. Спиричуэл – это…:
а) жанр религиозного пения и танца;
б) жанр вокальной музыки
в) жанр инструментальной музыки.
43. Музыка, написанная на какой-нибудь сюжет, называется:
а) не программной;
б) программной;
в) симфонической.
44. Прелюдия – это…:
а) небольшое вокальное произведение;
б) вступление к опере;
в) небольшое музыкальное произведение, раскрывающие один образ.
45. Композитор, писавший вальсы, мазурки, прелюдии. Известен созданием нового жанра – инструментальная :
а) Р. Шуман;
б) Ф. Шопен;
в) Ф. Шуберт.
46. Создатель жанра инструментальный концерт. Был отличным скрипачом, дирижером, композитором:
а) И. Бах;
б) А. Вивальди;
в) П. Чайковский.
47. Современный музыкальный инструмент, «заменитель» фортепиано:
а) синтезатор;
б) клавесин;
в) челеста.
48. Г. Свиридов написал эти музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина:
а) «Зима»;
б) «Метель»;
в) «Снегопад».
49. Жанр «программная увертюра» создал:
а) К. Дебюсси;
б) А. Моцарт;
в) Л. Бетховен.
тест№ 50. Рок-опера А. Журбина:
а) «Орфей и Эвридика»;
б) «Ромео и Джульета»;
в) «Времена года».
51. Композитор, без которого бы не было музыки в кинофильмах;
а) И. Дунаевский;
б) П. Чайковский;
в) А. Журбин.
В 1829 году Шопен решает завести специальный альбом, в него он по традиции своей эпохи он задумывал собирать автографы друзей. В итоге вышло так, что этот альбом стал ещё и сборником собственных записей Шопена. Он после смерти композитора хранился в Варшаве, позже был перевезён захватившими Польшу немцами в библиотеку Красиньских. В 1944 году вместе с другими шопеновскими документами, собранными в этой библиотеке, дневник сгорел. В настоящий момент доступна фотокопия альбома. С 14 по 20 страницы документа включают записи, которые Шопен сделал в период его нахождения в немецком Штутгарте в сентябре 1831 года. Записи в настоящее время называются «Штутгартский дневник».
Записи появились в «Штутгартском дневнике» тогда, когда композитор узнал о том, что Польское восстание было подавлено русскими войсками и о взятии Варшавы. В Штутгарте Шопен не знал о судьбе своих близких. Известие о том, что родные и близкие люди Шопена не пострадали, композитор получил уже в Париже.
В своём дневнике Шопен писал в очень эмоциональном духе, допуская богохульство и желая мести Российской империи. Больше никогда он в подобном духе не писал. В сентябре 1831 года он сделал в числе прочих следующие записи:
Отец, мать, дети, всё, что мне всего дороже, где вы? — Может быть, уже трупы? …Писал предыдущие страницы, ни о чём не зная, — что враг в доме — предместья разрушены — Ясь! — Вилюсь, наверное, погиб на баррикадах — Марцелия вижу в плену — благородный Совиньский в руках этих негодяев! О Боже, Ты есть! Есть и не мстишь! Или ещё недостаточно Тебе московских злодеяний — или — или же Ты сам москаль! …А я здесь бес я здесь с пустыми руками — иногда лишь стону, страдаю на фортепиано — отчаяние — и что дальше? — Боже, Боже! Разверзи землю, пусть поглотит она людей этого века. Пусть терзают жесточайшие муки французов, которые не пришли нам наВ это время Шопен задумал свой Этюд до-минор, Opus 10, № 12. Этюд был написан в Париже в сентябре 1831 года. Впервые издан в Париже нотоиздателем А. Лемуаном в июне 1833 года. Ференц Лист, которому были посвящены все 12 этюдов Opus 10, стал называть этот этюд «революционным».
2. Музыка
Жанр этюда у других композиторов в основном означает «упражнение». В творчестве Фридерика Шопена этот жанр имеет иное значение. Несмотря на то, что все его этюды развивают какой-либо один тип фортепианной фактуры (октавная техника, двойные интервалы, арпеджио и другие), каждый их его этюдов представляет собой законченную пьесу, гармонически и мелодически яркую и запоминающуюся.
Начинается Революционный этюд с диссонанса — доминантсептаккорда, играемого правой рукой, после которого из среднего в низкий регистр следует пассаж, который исполняется левой рукой. Это два ключевых элемента этюда, в основе которого — пассажи (арпеджио) левой руки и аккорды в правой.
Шопен в этюде использует в мелодии ритм национального польского танца — полонеза. Этот приём создаёт как национальный характер этюда, так и патетическое настроение пьесы. За 30 лет до этого Людвиг Ван Бетховен, передавая в музыке дух революционной борьбы, написал «Патетическую сонату», во вступлении первой части которой звучит тот же мотив, что и позже у Шопена, схож и ритм данных мелодических отрезков. Причём оба произведения написаны в одной тональности — до-минор.
В 1895 году русский композитор Александр Скрябин написал Этюд opus 8 № 12 ре-диез минор, который, при совершенно ином стиле музыки (характерные для Скрябина приёмы изложения фактуры, сложная полиритмия, гармоническое мышление), начинается с той же ритмоформулы, которая была и в до-минорном Революционном этюде Шопена. Этот этюд также известен, как Революционный.Революционный этюд — этюд для фортепиано до минор, Opus 10, № 12, написанный польским композитором Фредериком Шопеном во время восстания в Польше 1830 года против русского самодержавия.Гимн:
Вы видите: горят огни в ночи,
На землю небо звездное упало.
Вы слышите: мелодия звучит,
Поет земля восточнее Урала.
Где города по берегам реки
Тепла и света создают запасы,
Ее добыли в шахте горняки -
Рабочую мелодию Кузбасса.
Мелодия, звучи с сердцами в лад.
Мелодия, наш путь велик и труден.
Земля открыла людям свой талант,
И свой талант земле открыли люди!
От пламени не прячем мы лица,
Когда металл рождается в горниле.
Натруженные руки кузнеца
Мелодию надежно закалили.
Она в пролетах заводских гремит,
И поезда несут ее по трассам.
Об отчем доме с нами говорит
Рабочая мелодия Кузбасса.
Мелодия, звучи с сердцами в лад.
Мелодия, наш путь велик и труден.
Земля открыла людям свой талант,
И свой талант земле открыли люди!
Когда в предгорьях выпадет роса,
Когда восходит солнце над долиной,
Таежный шум и птичьи голоса
В тон музыке могучей различимы.
Распахнут мир дыханию весны,
И ждет любовь назначенного часа.
Вливается в напев родной страны
Рабочая мелодия Кузбасса!
Мелодия, звучи с сердцами в лад.
Мелодия, наш путь велик и труден.
Земля открыла людям свой талант,
И свой талант земле открыли люди!
Кемеровская область славится угольной промышленностью, что и хотел нам отобразить автор гимна. Так же эта область богата металлами, это могут доказать слова "... Натруженные руки кузнеца
Мелодию надежно закалили..."