серенада глинки – «я здесь, инезилья» был написан в петербурге в 1834 году на еще неопубликованные стихи пушкина, которые сам поэт дал молодому композитору.
романс уже у пушкина производит впечатление испанской серенады, а глинка совершенно естественно подчеркивает эту особенность стихотворения, придавая мелодии и аккомпанементу соответственный национальный колорит. пушкинская серенада превращается композитором в типичный «испанский» монолог героя-любовника и лишь в середине его, как сгусток неистовой страсти, слышится восторженная хвалебная песнь.
первая часть романса иллюстрирует хрестоматийный образ испанца-всадника. глинка заглушает неуместную серьезность, придает ситуации комический оттенок, подчеркивает откровенно театрально-развлекательный, весело-беззаботный и вместе с тем стильный, в духе рыцарских времен, характер традиционной так называемой народной сцены.
музыка, правда на короткий период, преображается в среднем эпизоде, куда как раз и врывается фрагмент собственно серенады. негой и страстью проникнуты всего лишь десять тактов, а дальше вновь воцаряется атмосфера условностей, связанных с демонстрацией испанского колорита, шутки, лукавой игры, смешанной с показной галантностью и тончайшей иронией, которую композитор и не скрывает, рисуя облик героя пушкинского стиха.
от внимания композитора не укрылся ни один образный штрих, ни одна авторская интонация; нотки веселой иронии («исполнен отвагой, окутан плащом»), быстро мелькающие детали действия («с гитарой и шпагой») – на все мгновенная реакция образов мелодии и фактуры. это пробегающие приметы ночных серенад интонацию незлой пародии на жанр.
имя инезилья, вошедшее в отечественную словесность этому романсу - серенаде неизменно соединяется с образом прекрасной испанки, становится символом женской красоты, полной «особенной, дикой прелести».
мажорное трезвучие (б53) состоит из двух терций: одна большая (ре и фа-диез), вторая – малая (фа-диез и ля). его секстаккорд (б6) состоит из малой терции (фа-диез ля) и чистой кварты (ля-ре), а квартсекстаккорд (б64) – из чистой кварты (той же ля-ре) и большой терции (ре и фа-диез).
минорное трезвучие (м53) тоже образуется из двух терций, только первая будет малой (ре-фа), а вторая – большой (фа-ля). секстаккорд (м6), соответственно, начинается с большой терции (фа-ля), к которой затем присоединяется чистая кварта (ля-ре). минорный квартсекстаккорд (м64)складывается из чистой кварты (ля-ре) и малой терции (ре-фа).
увеличенное трезвучие (ув53) получается сложению двух больших терций (1-я – ре и фа-диез; 2-я – фа-диез и ля-диез), секстаккорд (ув6) составляют большая терция (фа-диез и ля-диез) и уменьшённая кварта (ля-диез и ре). следующее обращение – увеличенный квартсекстаккорд (ув64) кварта и терция меняются местами.
уменьшённое трезвучие (ум53) состоит, как вы догадались, из двух малых терций (ре-фа – 1-я; и фа с ля-бемолем – 2-я). уменьшённый секстаккорд (ум6) образуется из малой терции (фа и ля-бемоль) и увеличенной кварты (ля-бемоль и ре). наконец, квартсекстаккорд этого трезвучия (ув64) начинается с увеличенной кварты (ля-бемоль и ре), над которой надстраивается малая терция (ре-фа).
серенада глинки – «я здесь, инезилья» был написан в петербурге в 1834 году на еще неопубликованные стихи пушкина, которые сам поэт дал молодому композитору.
романс уже у пушкина производит впечатление испанской серенады, а глинка совершенно естественно подчеркивает эту особенность стихотворения, придавая мелодии и аккомпанементу соответственный национальный колорит. пушкинская серенада превращается композитором в типичный «испанский» монолог героя-любовника и лишь в середине его, как сгусток неистовой страсти, слышится восторженная хвалебная песнь.
первая часть романса иллюстрирует хрестоматийный образ испанца-всадника. глинка заглушает неуместную серьезность, придает ситуации комический оттенок, подчеркивает откровенно театрально-развлекательный, весело-беззаботный и вместе с тем стильный, в духе рыцарских времен, характер традиционной так называемой народной сцены.
музыка, правда на короткий период, преображается в среднем эпизоде, куда как раз и врывается фрагмент собственно серенады. негой и страстью проникнуты всего лишь десять тактов, а дальше вновь воцаряется атмосфера условностей, связанных с демонстрацией испанского колорита, шутки, лукавой игры, смешанной с показной галантностью и тончайшей иронией, которую композитор и не скрывает, рисуя облик героя пушкинского стиха.
от внимания композитора не укрылся ни один образный штрих, ни одна авторская интонация; нотки веселой иронии («исполнен отвагой, окутан плащом»), быстро мелькающие детали действия («с гитарой и шпагой») – на все мгновенная реакция образов мелодии и фактуры. это пробегающие приметы ночных серенад интонацию незлой пародии на жанр.
имя инезилья, вошедшее в отечественную словесность этому романсу - серенаде неизменно соединяется с образом прекрасной испанки, становится символом женской красоты, полной «особенной, дикой прелести».
мажорное трезвучие (б53) состоит из двух терций: одна большая (ре и фа-диез), вторая – малая (фа-диез и ля). его секстаккорд (б6) состоит из малой терции (фа-диез ля) и чистой кварты (ля-ре), а квартсекстаккорд (б64) – из чистой кварты (той же ля-ре) и большой терции (ре и фа-диез).
минорное трезвучие (м53) тоже образуется из двух терций, только первая будет малой (ре-фа), а вторая – большой (фа-ля). секстаккорд (м6), соответственно, начинается с большой терции (фа-ля), к которой затем присоединяется чистая кварта (ля-ре). минорный квартсекстаккорд (м64)складывается из чистой кварты (ля-ре) и малой терции (ре-фа).
увеличенное трезвучие (ув53) получается сложению двух больших терций (1-я – ре и фа-диез; 2-я – фа-диез и ля-диез), секстаккорд (ув6) составляют большая терция (фа-диез и ля-диез) и уменьшённая кварта (ля-диез и ре). следующее обращение – увеличенный квартсекстаккорд (ув64) кварта и терция меняются местами.
уменьшённое трезвучие (ум53) состоит, как вы догадались, из двух малых терций (ре-фа – 1-я; и фа с ля-бемолем – 2-я). уменьшённый секстаккорд (ум6) образуется из малой терции (фа и ля-бемоль) и увеличенной кварты (ля-бемоль и ре). наконец, квартсекстаккорд этого трезвучия (ув64) начинается с увеличенной кварты (ля-бемоль и ре), над которой надстраивается малая терция (ре-фа).