Набат - это оповещение или тревожный сигнал для сбора народа. Указами от 1797 и 1851 годов предписывалось бить набат во время пожаров, вьюг и метелей. В метельный набат били прерывисто, до прекращения бури. На берегах Онежского и Ладожского озёр набатный звон применялся и во время сильных туманов. В качестве сигнала тревоги набат использовался в России до XVIII века. В Вооружённых Силах Союза и России набатный сигнал используется до сих пор для подачи сигнала пожарной тревоги, например, в автопарках и так далее. В качестве сигнального инструмента (била) выступают следующие предметы, покрашенные в красный цвет:
Гамма – это последовательность звуков (звукоряд), расположенная в определенном порядке. Большую группу составляют мажорные гаммы.
Мажорная гамма состоит из семи ступеней и строится по следующим интервалам:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон
Таким образом, в тональности «До» мажорная гамма будет иметь следующие ноты:
До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си
Видно, что последовательность приведенных нот полностью укладывается в схему расположения интервалов, указанную выше:
До - (тон) – Ре - (тон) - Ми - (полутон) – Фа - (тон) - Соль - (тон) – Ля - (тон) – Си - (полутон) - До
Все ступени мажорной гаммы располагаются в пределах одной октавы, после чего звуки повторяются. Среди этих ступеней находятся три устойчивых звука (ступени I, III, V), на которых строится мажорное трезвучие.
В нотной записи до-мажорная гамма выглядит следующим образом:
Мажорная гамма
Приведем мажорные гаммы в других тональностях. Мажорная гамма в тональности «Ре»:
Ре-мажорная гамма
Мажорная гамма в тональности «Ми»:
Ми-мажорная гамма
Мажорная гамма в тональности «Фа»:
Фа-мажорная гамма
Мажорная гамма в тональности «Соль»:
Соль-мажорная гамма
Мажорная гамма в тональности «Ля»:
Ля-мажорная гамма
Мажорная гамма в тональности «Си»:
Си-мажорная гамма
Помимо мажорной гаммы (натурального мажора), в теории музыки существуют еще две ее разновидности, обусловленные историческим развитием музыки, в частности, ладов. Одна из этих разновидностей – гармонический мажор, отличающийся от натурального пониженной шестой ступенью:
Набат - это оповещение или тревожный сигнал для сбора народа. Указами от 1797 и 1851 годов предписывалось бить набат во время пожаров, вьюг и метелей. В метельный набат били прерывисто, до прекращения бури. На берегах Онежского и Ладожского озёр набатный звон применялся и во время сильных туманов. В качестве сигнала тревоги набат использовался в России до XVIII века. В Вооружённых Силах Союза и России набатный сигнал используется до сих пор для подачи сигнала пожарной тревоги, например, в автопарках и так далее. В качестве сигнального инструмента (била) выступают следующие предметы, покрашенные в красный цвет:
обрезок кислородного ;
обрезок углекислотного огнетушителя;
обрезок рельса.
Гамма – это последовательность звуков (звукоряд), расположенная в определенном порядке. Большую группу составляют мажорные гаммы.
Мажорная гамма состоит из семи ступеней и строится по следующим интервалам:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон
Таким образом, в тональности «До» мажорная гамма будет иметь следующие ноты:
До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си
Видно, что последовательность приведенных нот полностью укладывается в схему расположения интервалов, указанную выше:
До - (тон) – Ре - (тон) - Ми - (полутон) – Фа - (тон) - Соль - (тон) – Ля - (тон) – Си - (полутон) - До
Все ступени мажорной гаммы располагаются в пределах одной октавы, после чего звуки повторяются. Среди этих ступеней находятся три устойчивых звука (ступени I, III, V), на которых строится мажорное трезвучие.
В нотной записи до-мажорная гамма выглядит следующим образом:
Мажорная гамма
Приведем мажорные гаммы в других тональностях. Мажорная гамма в тональности «Ре»:
Ре-мажорная гамма
Мажорная гамма в тональности «Ми»:
Ми-мажорная гамма
Мажорная гамма в тональности «Фа»:
Фа-мажорная гамма
Мажорная гамма в тональности «Соль»:
Соль-мажорная гамма
Мажорная гамма в тональности «Ля»:
Ля-мажорная гамма
Мажорная гамма в тональности «Си»:
Си-мажорная гамма
Помимо мажорной гаммы (натурального мажора), в теории музыки существуют еще две ее разновидности, обусловленные историческим развитием музыки, в частности, ладов. Одна из этих разновидностей – гармонический мажор, отличающийся от натурального пониженной шестой ступенью:
До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си