Билет No 2
1. Спеть гамму е-moll гармонический
2. Ступени: I - VII# - || -|- IV - VI - V- VII#- |
3. Интервалы с разрешением:
ч5, ум7, ум5, ум4
I VII# VII# VII#
4. Последовательность: t5/3 – s6/4 - t5/3 – s6 - K6/4 – D7 - t5/3
5. От звука «е» вверх: м3, ум5/3, D6/5, вниз; ч4, Б6, D65
6. Буквенное обозначение звуков и тональностей. Знаки альтерации.
Правило записи ключевых знаков.
западноевропейской фортепианной музыке конца XIX и начала XX века фортепианные произведения Дебюсси, наряду с сочинениями другого французского композитора — Мориса Равеля, норвежца Эдварда Грига и венгра Бела Бартока, оказались самыми крупными художественными явлениями.
Область фортепианной музыки занимает в творчестве Дебюсси важнейшее место. Будучи первоклассным пианистом, Дебюсси обращается к фортепианным сочинениям на протяжении всей жизни. Самые типичные черты его творчества, касающиеся образной сферы, жанрового многообразия и стиля, нашли наиболее яркое воплощение в его произведениях для фортепиано.
Фортепианная музыка Дебюсси больше, чем какая-либо другая область его творчества, подверглась существенной эволюции от раннего к позднему периоду композиторской деятельности.
Своеобразие фортепианного творчества Дебюсси заключается прежде всего в его образном строе. Никто из композиторов не воплощал в фортепианной музыке такого разнообразия и богатства сюжетов, связанных с картинами природы («Туманы», «Вереск», «Ветер на равнине», «Сады под дождем»).
Дебюсси не стремился в выборе близких ему тем, связанных с картинами природы, к чисто изобразительному решению (то есть к точному конкретному музыкальному изображению явлений окружающего мира). Для него проблема красочности и колорита всегда связывалась с передачей определенного настроения, ощущения и своего собственного отношения к тому или иному поэтическому образу. Каждая пейзажная зарисовка имеет у него определенную эмоциональную окраску — то спокойного, мечтательного созерцания, то величавого раздумья; суровое, а иногда и мрачное настроение может мгновенно смениться опьяняющей радостью.
Дебюсси привлекает также возможность воплощения в фортепианной музыке жанровых сценок и музыкальных портретов. Здесь композитор обнаруживает умение несколькими точными штрихами создать вполне реальный, жизненный музыкальный образ («Вечер в Гренаде», сюита «Детский уголок», прелюдии — «Девушка с волосами цвета льна», «Прерванная серенада», «Ворота Альгамбры», «Менестрели», «Генерал Лявин-эксцентрик»).
Среди фортепианных произведений Дебюсси имеются и навеянные сказочными и легендарными мотивами («Феи — прелестные танцовщицы», «Затонувший собор»), произведениями древнего античного искусства («Дельфийские танцовщицы», «Канопа»).
Принципы композиционного строения фортепианных сочинений композитора, так же как и тематика, отличаются большим своеобразием. Из крупных форм он отдает предпочтение фортепианной сюите, как жанру, состоящему из ряда самостоятельных пьес («Бергамасская сюита», «Маленькая сюита», «Детский уголок»), либо отдельным миниатюрам. Избегая в сюитах и миниатюрах действенного развития образа, Дебюсси раскрывает его с различных сторон многочисленными красочными оттенками, быстро сменяющими друг друга и иногда создающими ощущение «калейдоскопичности». Отсюда склонность композитора к свободным импровизационным жанрам типа прелюдий, «Образов», «Эстампов».
Отказавшись от традиционных форм (соната, вариации, концерт), Дебюсси все же сохранил в большинстве своих произведений стройность и цельность композиции. Он избегает расплывчатости и аморфности формы четким делением ее на внутренние разделы при цезур, фермат, остановок в движении.
Дебюсси стал создателем нового фортепианного стиля, оригинального и самобытного, заключающего в себе многоплановость фактуры, мелодию, скрытую в гармоническом фоне, сложный ладогармонический язык, основанный на неожиданных сменах весьма далеких тональностей, на частом употреблении неразрешенных диссонантных созвучий, особенно прихотливую и изменчивую ритмику.
Композитор создает новые приемы фортепианной техники, основанные на сложных комбинациях ее различных видов — аккордов и октав, гаммообразных и арпеджированных пассажей, попеременного чередования рук. Для многих сочинений Дебюсси характерна неожиданная перемена фактуры, вызванная сменой образов или их красочных оттенков. Нередко Дебюсси использует одновременное звучание крайних регистров фортепиано без заполнения середины. Это создает эффект объемности и позволяет сохранить прозрачность фактуры.
Стиль фортепианных произведений композитора неотделим от его исполнительской манеры и отличается полным отказом от всего внешнего, показного. Это камерный стиль в лучшем смысле этого слова, где виртуозные возможности инструмента подчинены всегда серьезной художественной задаче.
Сочинения Дебюсси отличаются особо тонкой и сложной педализацией (с широким применением полупедалей), основанной на необходимости задерживать звучание как отдельных звуков, так и целых аккордовых комплексов на отрезках большой протяженности.
Произведения композитора требуют от исполнителей тонкой и разнообразной нюансировки и градации динамики, а также владения колористическими приемами извлечения звука.
Объяснение:
Кащеево царство предстаёт мрачным, причудливым, холодным. Игорь Стравинский тонко передаёт через музыку цветовые оттенки потусторонности:сумрачно выступают духовые инструменты, тревожно и мрачно отзываются скрипки, пронзительно вступает флейта, усиливая ощущение опасности. Иван-царевич попадает в Кащеево царство, пытаясь поймать Жар-птицу. Волшебный сад, с золотыми яблоками, накрывает Всадник Ночи и тёмное царство погружается во мрак. В саду окаменевшие каменные витязи, Иван пробирается к яблоне, куда летит Жар-птица. Оркестр передаёт шёпот гномов, бормотание ведьм, заклинания волшебников-смена ритма, неожиданные эффекты, музыка несёт Жар-птицу, освещая всё кругом. Иван ловит птицу-об этом извещают ударные инструменты, ставя яркие точки в музыке. Удивительное равновесие музыки и движений на сцене, дополняющих друг друга. Хоровод пленных царевен, пляс Кащеева царства, колыбельная Жар-птицы, конец Кащея, оживление окаменевших воинов. всеобщее ликование-всё это тонко передаётся музыкой, оживляя мрачное царство и насыщая его цветами радости и ликования. Музыка усиливает колористичность происходящего волшебства, инструменты звучат торжествующе, празднуя победу добра над злом. Главное волшебство музыке Стравинского придаёт челеста, необычные колокольчики акцентируют музыкальные моменты превращений, смены декораций, как мановение волшебной палочки.