Цей твір яскраво змальовує світ музичного Сходу. Перед нами відкриваються картини моря та відважного мандрівника, образи жорстокого царя, ліричних Царевича та Царівни. І все це об’єднує образ чарівної казкарки. Муз. Литература
В современном музыкознании достаточно прочно утвердилось понимание того, что культура каждого исторического периода обладает системой целостного устремления всех ее духовных и материальных представлений к некоему мировоззренческому центру. По словам А.Гуревича, человеческое общество находится в постоянном движении, изменении и развитии, в разные эпохи и в различных культурах люди воспринимают мир по-своему, конструируют свою особую картину мира. И мы не можем, игнорируя систему ценностей, лежащую в основе мироощущения людей Средневековья, понять их культуру.
Как известно, Христианство и религия оказали непосредственное влияние на все аспекты жизни людей того времени, в том числе и на искусство. Задача всех творений искусства состояла в том, чтобы приблизить человека к постижению вечных истин бытия. Например, архитектура отражала красоту и значение божественного миропорядка. Музыка также была включена в эту сложную систему.
Если античное мировоззрение основывалось на убеждении того, что в мире существует всеобщая гармония, что мир существует вечно, а человек, с его уникальным разумом и самостоятельно познавать мир и изменять его, является органической частью этого мира, то в Средневековом христианстве утвердилась иная система ценностей, в которой отрицалась вечность мира и признавалась роль Бога – Творца, в качестве существа изначально вечного и неизменного.
Религиозные сюжеты воспринимались средневековым человеком не как легенды, а как подлинные события.
Средневековое искусство остро конфликтно, проникнуто непримиримыми антитезами: священное – греховное, вечное – временное, небесное – земное, душа – тело. Все эти специфические особенности художественного мышления определили образный строй музыки того времени.
Подобно другим искусствам профессиональная музыка в течение длительного периода времени развивалась в рамках церковного служения – «серьезное», то есть содержательное для средневекового человека было неотделимо от понятия «религиозное». Музыка была неразрывно связана с культовым ритуалом и со словом – носителем содержания молитвенных представлений. В условиях Средневекового аллегорического мышления элементы музыкального языка образуют свой символический язык, являясь своеобразным «символом духа» и не несет самостоятельной ценностной нагрузки.
Полифоническая музыкальная ткань, которая представляла собой единовременное звучание ведущего культового голоса и сопровождающих мелодий, была ничем иным как одновременным представлением сакральной идеи текста Священного писания и его комментирования. Художники и композиторы свою основную задачу видели в утверждении общепринятого, а отнюдь не в отыскании нового.
Жанр органума с одной стороны утверждал основную идею христианства (в cantus firmus), а с другой, канонический напев подвергался толкованию, комментированию. Средневековые композиции почти всех основных жанров (как светских, так и духовных), строились на основе заданного музыкального материала, то есть предполагали принципиальную установку на некое неизменяемое начало. Композиторы того времени не стремились создавать «произведения» в нашем представлении, так как предназначение музыки было совершенно иным, и сознательно не стремились утвердить в творчестве свою индивидуальность. Свою задачу композиторы видели лишь в воспроизведении уже устоявшихся приемов. Именно это объясняет тот факт, что на протяжении длительного времени музыкальное творчество было анонимным, а сама фигура композитора, как творца собственных произведений искусства сформировалась уже в эпоху позднего Средневековья.
В эпоху Возрождения роль композитора уже окончательно переосмысливается, и создание музыкального произведения переходит в свободный творческий процесс. Новое время выдвигает на первый план индивидуально-личностное начало.
Музыка состоит не их тех или иных средств выразительности, приемов письма, позволяющих создавать какие либо образы. Музыка - это своего рода языковая система, которая воплощает Мир таким, каким видит и понимает его человек, принадлежащий своей эпоху и культуре.
Соединение голосов в полифонической ткани выстраивались по определенному принципу. Это мы сейчас говорим о совершенных и несовершенных консонансах, задержаниях и разрешениях диссонансов, а в средневековом многоголосии качественные определения интервалов подразумевали не только формально – звуковые, но и теологические смыслы. Например, символы Единого Бога, Богочеловека и Распятия передавались числовыми пропорциями 1:1, 1:2, 2:3, 3:4, которым соответствовали интервалы – унисон, октава, кварта и квинта. Тритон же трактовался как дьявольский интервал не столько из-за диссонирования, а сколько из-за искажения числовых отношений, стоящих за чистой квартой и чистой квинтой; 3:2 – чистая кварта – символ Святой Троицы, 4:3 – чистая квинта – символ четырех Еванглий, и, следовательно, увеличенная кварта и уменьшенная квинта с этой точки зрения являются кощунством.
Пролог. На площади города Путивля князь Игорь и сын Владимир готовят рать к сражению против половецкого войска. Неожиданно начинается полное затмение солнца. Страшные предчувствия и жены Ярославны не останавливают Игоря.
2 действие. В половецком стане влюблённый Владимир ночью спешит на свидание с дочерью хана Кончаковной. Князю Игорю плен доставляет страдание, он мечтает стать свободным, вновь собрать войско и бороться за освобождение русской земли от половцев. Половецкий хан Кончак предлагает ему свою верность и дружбу, но Игорь отказывается.
• Каватина княжича Владимира Игоревича «Медленно день угасал».
• Ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе».
• Ария хана Кончака «Здоров ли, князь?».
3 действие. Князь решается бежать. Узнав о побеге, красавица Кончаковна умоляет Владимира остаться. Князь Игорь бежит из плена, оставив сына с дочерью хана.
1 действие. Князь Галицкий, брат Ярославны, шумно пирует, мечтая стать князем в Путивле, а сестру отправить в монастырь. Скоморохи Скула и Ерошка прославляют нового князя. Княгиня Ярославна ждёт вестей от мужа. К княгине приходят с плохими новостями думные бояре. Дружина разбита, Игорь и сын в плену у половцев.
• Песнь (ария) Владимира Галицкого «Грешно таить, я скуки не люблю».
• Песня скоморохов Скулы и Ерошки «Что у князя Володимира».
• Ариозо Ярославны «Немало времени с тех пор».
• Хор бояр «Мужайся, княгиня».
4 действие. В Путивле княгиня оплакивает разорённую половцами землю. Тут Ярославна видит скачущего любимого супруга. Приезд Игоря потрясает всех. Чтобы избежать наказания за предательство, скоморохи Скула и Ерошка бьют в колокол. На его звон сбегаются жители Путивля, приветствуя любимого князя.
В современном музыкознании достаточно прочно утвердилось понимание того, что культура каждого исторического периода обладает системой целостного устремления всех ее духовных и материальных представлений к некоему мировоззренческому центру. По словам А.Гуревича, человеческое общество находится в постоянном движении, изменении и развитии, в разные эпохи и в различных культурах люди воспринимают мир по-своему, конструируют свою особую картину мира. И мы не можем, игнорируя систему ценностей, лежащую в основе мироощущения людей Средневековья, понять их культуру.
Как известно, Христианство и религия оказали непосредственное влияние на все аспекты жизни людей того времени, в том числе и на искусство. Задача всех творений искусства состояла в том, чтобы приблизить человека к постижению вечных истин бытия. Например, архитектура отражала красоту и значение божественного миропорядка. Музыка также была включена в эту сложную систему.
Если античное мировоззрение основывалось на убеждении того, что в мире существует всеобщая гармония, что мир существует вечно, а человек, с его уникальным разумом и самостоятельно познавать мир и изменять его, является органической частью этого мира, то в Средневековом христианстве утвердилась иная система ценностей, в которой отрицалась вечность мира и признавалась роль Бога – Творца, в качестве существа изначально вечного и неизменного.
Религиозные сюжеты воспринимались средневековым человеком не как легенды, а как подлинные события.
Средневековое искусство остро конфликтно, проникнуто непримиримыми антитезами: священное – греховное, вечное – временное, небесное – земное, душа – тело. Все эти специфические особенности художественного мышления определили образный строй музыки того времени.
Подобно другим искусствам профессиональная музыка в течение длительного периода времени развивалась в рамках церковного служения – «серьезное», то есть содержательное для средневекового человека было неотделимо от понятия «религиозное». Музыка была неразрывно связана с культовым ритуалом и со словом – носителем содержания молитвенных представлений. В условиях Средневекового аллегорического мышления элементы музыкального языка образуют свой символический язык, являясь своеобразным «символом духа» и не несет самостоятельной ценностной нагрузки.
Полифоническая музыкальная ткань, которая представляла собой единовременное звучание ведущего культового голоса и сопровождающих мелодий, была ничем иным как одновременным представлением сакральной идеи текста Священного писания и его комментирования. Художники и композиторы свою основную задачу видели в утверждении общепринятого, а отнюдь не в отыскании нового.
Жанр органума с одной стороны утверждал основную идею христианства (в cantus firmus), а с другой, канонический напев подвергался толкованию, комментированию. Средневековые композиции почти всех основных жанров (как светских, так и духовных), строились на основе заданного музыкального материала, то есть предполагали принципиальную установку на некое неизменяемое начало. Композиторы того времени не стремились создавать «произведения» в нашем представлении, так как предназначение музыки было совершенно иным, и сознательно не стремились утвердить в творчестве свою индивидуальность. Свою задачу композиторы видели лишь в воспроизведении уже устоявшихся приемов. Именно это объясняет тот факт, что на протяжении длительного времени музыкальное творчество было анонимным, а сама фигура композитора, как творца собственных произведений искусства сформировалась уже в эпоху позднего Средневековья.
В эпоху Возрождения роль композитора уже окончательно переосмысливается, и создание музыкального произведения переходит в свободный творческий процесс. Новое время выдвигает на первый план индивидуально-личностное начало.
Музыка состоит не их тех или иных средств выразительности, приемов письма, позволяющих создавать какие либо образы. Музыка - это своего рода языковая система, которая воплощает Мир таким, каким видит и понимает его человек, принадлежащий своей эпоху и культуре.
Соединение голосов в полифонической ткани выстраивались по определенному принципу. Это мы сейчас говорим о совершенных и несовершенных консонансах, задержаниях и разрешениях диссонансов, а в средневековом многоголосии качественные определения интервалов подразумевали не только формально – звуковые, но и теологические смыслы. Например, символы Единого Бога, Богочеловека и Распятия передавались числовыми пропорциями 1:1, 1:2, 2:3, 3:4, которым соответствовали интервалы – унисон, октава, кварта и квинта. Тритон же трактовался как дьявольский интервал не столько из-за диссонирования, а сколько из-за искажения числовых отношений, стоящих за чистой квартой и чистой квинтой; 3:2 – чистая кварта – символ Святой Троицы, 4:3 – чистая квинта – символ четырех Еванглий, и, следовательно, увеличенная кварта и уменьшенная квинта с этой точки зрения являются кощунством.
Объяснение:
Пролог. На площади города Путивля князь Игорь и сын Владимир готовят рать к сражению против половецкого войска. Неожиданно начинается полное затмение солнца. Страшные предчувствия и жены Ярославны не останавливают Игоря.
2 действие. В половецком стане влюблённый Владимир ночью спешит на свидание с дочерью хана Кончаковной. Князю Игорю плен доставляет страдание, он мечтает стать свободным, вновь собрать войско и бороться за освобождение русской земли от половцев. Половецкий хан Кончак предлагает ему свою верность и дружбу, но Игорь отказывается.
• Каватина княжича Владимира Игоревича «Медленно день угасал».
• Ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе».
• Ария хана Кончака «Здоров ли, князь?».
3 действие. Князь решается бежать. Узнав о побеге, красавица Кончаковна умоляет Владимира остаться. Князь Игорь бежит из плена, оставив сына с дочерью хана.
1 действие. Князь Галицкий, брат Ярославны, шумно пирует, мечтая стать князем в Путивле, а сестру отправить в монастырь. Скоморохи Скула и Ерошка прославляют нового князя. Княгиня Ярославна ждёт вестей от мужа. К княгине приходят с плохими новостями думные бояре. Дружина разбита, Игорь и сын в плену у половцев.
• Песнь (ария) Владимира Галицкого «Грешно таить, я скуки не люблю».
• Песня скоморохов Скулы и Ерошки «Что у князя Володимира».
• Ариозо Ярославны «Немало времени с тех пор».
• Хор бояр «Мужайся, княгиня».
4 действие. В Путивле княгиня оплакивает разорённую половцами землю. Тут Ярославна видит скачущего любимого супруга. Приезд Игоря потрясает всех. Чтобы избежать наказания за предательство, скоморохи Скула и Ерошка бьют в колокол. На его звон сбегаются жители Путивля, приветствуя любимого князя.
• Ариозо Ярославны «Как уныло всё кругом».