А такое зигзагообразное обозначение называется верхним мордентом. При его исполнении основной звук (над которым нарисован знак) удваивается, а между ними помещается нота, выше основной на целый тон. Также есть нижний мордент, он обозначается таким же знаком, но перечеркнутым. При исполнении нижнего мордента дополнительная нота ниже основного звука.
143 - это аппликатура, то есть номера пальцев для наиболее удобного исполнения.
Если в примере мелодия написана для фортепиано, для правой руки и в скрипичном ключе, исполнять следует так:
ля (1 - первый (большой) палец), си (4 - четвертый (безымянный) палец), ля (3 - третий (средний) палец).
Важным замечанием является то, что мордент не изменяет длительность ноты, над которой он написан. То есть если мордент нарисован над восьмой с точкой (как в примере), то все звуки, исполняемые в рамках морденто, по длительности не превышают восьмую с точкой.
rit. - от итальянского ritenuto - замедляя.
А такое зигзагообразное обозначение называется верхним мордентом. При его исполнении основной звук (над которым нарисован знак) удваивается, а между ними помещается нота, выше основной на целый тон. Также есть нижний мордент, он обозначается таким же знаком, но перечеркнутым. При исполнении нижнего мордента дополнительная нота ниже основного звука.
143 - это аппликатура, то есть номера пальцев для наиболее удобного исполнения.
Если в примере мелодия написана для фортепиано, для правой руки и в скрипичном ключе, исполнять следует так:
ля (1 - первый (большой) палец), си (4 - четвертый (безымянный) палец), ля (3 - третий (средний) палец).
Важным замечанием является то, что мордент не изменяет длительность ноты, над которой он написан. То есть если мордент нарисован над восьмой с точкой (как в примере), то все звуки, исполняемые в рамках морденто, по длительности не превышают восьмую с точкой.