Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле. Его маленький племянник, Володя Давыдов, в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии. 1-е занятие Программное содержание. Познакомить детей с содержанием «Детского альбома» П. Чайковского, рассказать о значении окаймляющих его пьес. Ход занятия: П е д а г о г. Вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского. В них композитор рассказывает нам о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Всё это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами - утренней и вечерней. Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощение за совершенные проступки (например, ребёнок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался). Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что П. Чайковский в своём альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи ли они между собой. (Исполняет две пьесы.) Д е т и. Похожи. Музыка спокойная, строгая. П е д а г о г. Да, обе пьесы сосредоточенные, углублённые. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос ведёт свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Играет фрагменты.) А отличаются ли по характеру эти пьесы? (Исполняет фрагменты.) Д е т и. Вторая пьеса более грустная. П е д а г о г. Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва (пьеса «В церкви») более сумрачная. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую помузыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски. П. Чайковский не упрощал музыку, которую он сочинял для детей, а писал её с такой же глубиной чувств, как и «взрослую». Если внимательно прислушаться, то можно заметить, что в конце обеих пьес есть повторяющиеся звуки в басу. Но в «Утренней молитве» они звучат строго и спокойно, на фоне светлой мелодии (звучит фрагмент), а в вечерней - более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, всё затихает, успокаивается, замирает... (Звучит фрагмент.) 2-е занятие Программное содержание. Учить детей сравнивать малоконтрастные произведения с одним названием, различать оттенки настроений. Ход занятия: П е д а г о г. На занятии вы сравнивали две пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского - «Утренняя молитва» и «В церкви». Давайте вспомним их (звучат фрагменты). Сегодня вы услышите два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria». «Ave, Maria, gratia plena» в переводе с латинского языка означает: «Привет тебе, Мария милосердная». Это слова латинской молитвы, обращённой к Божьей Матери - деве Марии. Многие художники, скульпторы, музыканты в разные времена воспевали её красоту, благородство, чистоту, доброту и посвящали ей свои произведения. (Показывает репродукции картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, С. Боттичелли или другие.) Первое произведение «Ave, Maria», которые вы услышите, написал австрийский композитор Франц Шуберт. (Исполняет пьесу.) Второе - создали два композитора. И. С. Бах написал прелюдию, в которой есть только переливчатые аккорды, а мелодия звучит лишь намёком. (Звучит в записи прелюдия до мажор из 1-ого тома «Хорошо темперированного клавира».) Французский композитор Шарль Гуно через много лет написал мелодию на текст молитвы «Ave, Maria» и соединил с прелюдией Баха, использовав её как аккомпанемент. Чем близки эти
Фёдор Иванович Шаляпин (1873 — 1938) – оперный певец, народный артист России.
Родился Федор 13 февраля 1873 года в Казани в крестьянской семье. Уже в детстве в биографии Федора Шаляпина проявился вокальный талант. Получив начальное образование, вошел в состав труппы Серебрякова.
Первый сольный дебют в биографии Шаляпина состоялся в марте 1890 года. Тогда он пел в опере «Евгений Онегин». В труппе Серебрякова Шаляпин вначале был статистом, позже стал хористом.
Затем Федор перешел в труппу Семенова-Самарского в Уфе. В 17 лет он впервые солировал в опере. Затем перешел в труппу Дергача, а вскоре начал брать уроки пения у Усатова в Тифлисе. Также Шаляпин побывал в составе трупп Лентовского, Зазулина.
В 1894 году в биографии Ф. Шаляпина состоялся переезд в Санкт-Петербург, а уже в следующем году он выступал в Мариинском театре. Талант Шаляпина был замечен, а позднее его пригласили в труппу Мамонтова в оперном театре Москвы. С 1896 по 1899 год Шаляпин значительно развил свое мастерство, выступил в нескольких совершенно разноплановых ролях.
В 1899 году Шаляпин стал выступать в Большом театре. Гастролировал и везде встречал положительную оценку своему творчеству. Первую роль в кино сыграл в 1915 году (фильм «Царь Иван Васильевич Грозный»). В 1918 году в биографии Шаляпина было получено звание народного артиста. Тогда же он стал руководить Мариинским театром. В 1927 году Шаляпина лишили звания народного артиста (отменили указ лишь в 1991 году). Скончался великий певец 12 апреля 1938 года.
Его маленький племянник, Володя Давыдов, в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.
1-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с содержанием «Детского альбома» П. Чайковского, рассказать о значении окаймляющих его пьес.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского. В них композитор рассказывает нам о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Всё это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами - утренней и вечерней.
Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощение за совершенные проступки (например, ребёнок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).
Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что П. Чайковский в своём альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи ли они между собой. (Исполняет две пьесы.)
Д е т и. Похожи. Музыка спокойная, строгая.
П е д а г о г. Да, обе пьесы сосредоточенные, углублённые. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос ведёт свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Играет фрагменты.) А отличаются ли по характеру эти пьесы? (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. Вторая пьеса более грустная.
П е д а г о г. Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва (пьеса «В церкви») более сумрачная. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую помузыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски. П. Чайковский не упрощал музыку, которую он сочинял для детей, а писал её с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».
Если внимательно прислушаться, то можно заметить, что в конце обеих пьес есть повторяющиеся звуки в басу. Но в «Утренней молитве» они звучат строго и спокойно, на фоне светлой мелодии (звучит фрагмент), а в вечерней - более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, всё затихает, успокаивается, замирает... (Звучит фрагмент.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать малоконтрастные произведения с одним названием, различать оттенки настроений.
Ход занятия:
П е д а г о г. На занятии вы сравнивали две пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского - «Утренняя молитва» и «В церкви». Давайте вспомним их (звучат фрагменты). Сегодня вы услышите два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria».
«Ave, Maria, gratia plena» в переводе с латинского языка означает: «Привет тебе, Мария милосердная». Это слова латинской молитвы, обращённой к Божьей Матери - деве Марии. Многие художники, скульпторы, музыканты в разные времена воспевали её красоту, благородство, чистоту, доброту и посвящали ей свои произведения. (Показывает репродукции картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, С. Боттичелли или другие.)
Первое произведение «Ave, Maria», которые вы услышите, написал австрийский композитор Франц Шуберт. (Исполняет пьесу.)
Второе - создали два композитора. И. С. Бах написал прелюдию, в которой есть только переливчатые аккорды, а мелодия звучит лишь намёком. (Звучит в записи прелюдия до мажор из 1-ого тома «Хорошо темперированного клавира».)
Французский композитор Шарль Гуно через много лет написал мелодию на текст молитвы «Ave, Maria» и соединил с прелюдией Баха, использовав её как аккомпанемент.
Чем близки эти
Родился Федор 13 февраля 1873 года в Казани в крестьянской семье. Уже в детстве в биографии Федора Шаляпина проявился вокальный талант. Получив начальное образование, вошел в состав труппы Серебрякова.
Первый сольный дебют в биографии Шаляпина состоялся в марте 1890 года. Тогда он пел в опере «Евгений Онегин». В труппе Серебрякова Шаляпин вначале был статистом, позже стал хористом.
Затем Федор перешел в труппу Семенова-Самарского в Уфе. В 17 лет он впервые солировал в опере. Затем перешел в труппу Дергача, а вскоре начал брать уроки пения у Усатова в Тифлисе. Также Шаляпин побывал в составе трупп Лентовского, Зазулина.
В 1894 году в биографии Ф. Шаляпина состоялся переезд в Санкт-Петербург, а уже в следующем году он выступал в Мариинском театре. Талант Шаляпина был замечен, а позднее его пригласили в труппу Мамонтова в оперном театре Москвы. С 1896 по 1899 год Шаляпин значительно развил свое мастерство, выступил в нескольких совершенно разноплановых ролях.
В 1899 году Шаляпин стал выступать в Большом театре. Гастролировал и везде встречал положительную оценку своему творчеству. Первую роль в кино сыграл в 1915 году (фильм «Царь Иван Васильевич Грозный»). В 1918 году в биографии Шаляпина было получено звание народного артиста. Тогда же он стал руководить Мариинским театром. В 1927 году Шаляпина лишили звания народного артиста (отменили указ лишь в 1991 году). Скончался великий певец 12 апреля 1938 года.