«песни без слов» — разновидность инструментальной миниатюры, такая же, как экспромт или музыкальный момент. у мендельсона в небольших фортепианных пьесах отчетливо обозначилась основная тенденция романтиков — «вокализировать» инструментальную музыку, придать ей песенную выразительность, как бы одушевить инструмент, заставить его петь. от песни заимствуется ее способность непосредственного отклика на любое, самое кратковременное движение жизни, в новую сферу переносится экспрессивность живого человеческого голоса со всем богатством и разнообразием тембровых оттенков. «песни без слов» мендельсона полностью соответствуют своему названию и назначению. сорок восемь «песен без слов» — собрание пьес, которые мендельсон сочинял на протяжении всей творческой жизни. первая из восьми тетрадей, изданная в 1834 году, была написана в годы молодости, под впечатлением заграничных путешествий по италии и швейцарии. две последние тетради — ор. 85 и 102 — пьесы последних лет, были изданы уже после смерти композитора. в этих миниатюрах, отмеченных печатью артистизма и благородства, раскрыт душевный мир мендельсона — лирика и поэта.
Т53. Ми бемоль - соль - си бемоль
Обращения:
Т6. соль - си бемоль - ми бемоль,
Т64. си бемоль - ми бемоль - соль.
S53. Ля бемоль - до - ми бемоль
Обращения:
S6. до - ми бемоль - ля бемоль,
S64. ми бемоль - ля бемоль - до
D53. сИ бемоль - ре - фа
Обращения:
D6. ре - фа - си бемоль
D64. фа - си бемоль - ре
Тритоны: ув.4 - ля бемоль - ре разрешается в м.6
ум.5 - ре - ля бемоль разрешается в б.3
T53-S64-T53-D6-D53-T64:
Ми бемоль - соль - си бемоль, Ми бемоль - ля бемоль - до,
Ми бемоль - соль - си бемоль, Ре - фа - си бемоль, си бемоль - ре - фа,
Си бемоль - ми бемоль - соль.