Увертюра (фр. ouverture - открытие, начало) - 1. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом оперы или балета, обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею. 2. Название самостоятельного одночастного оркестрового произведения, часто относящегося к программной музыке.
На заре существования оперы увертюра имела весьма скромное назначение: призвать внимание слушателей к начинающемуся спектаклю. Пройдя длительный путь развития, увертюра стала тем, чем она является в классических оперных произведениях, — сжатым, конспективным музыкальным выражением основной идеи оперы. Поэтому в увертюре часто звучат наиболее значительные музыкальные темы оперы;
Искусство создают гении. Музыку гениального композитора можно не только слушать, но и видеть. Рассказ К. Г. Паустовского называется «Старый повар», но главными героями этого произведения являются Моцарт и его музыка.
В сторожке, стоящей в глубине сада графини Тун на окраине Вены, умирает старый повар. Перед смертью он захотел покаяться в грехах, но священников он не любил и не хотел видеть их и в свой последний час. Он попросил дочь выйти на улицу и позвать первого встречного, чтобы он выслушал его исповедь. Мария так и сделала.
Она долго прислушивалась и услышала, что вдоль ограды идет, напевая человек. Он откликнулся на ее и выслушал повара. Потом старик попросил, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии. Незнакомец спросил, что бы он еще хотел сейчас. И умирающий сказал, что он хотел бы увидеть жену, какой она была в молодости, солнце, цветущий сад. Незнакомец сел за клавесин и заиграл. Музыка была похожа на сотни ликующих голосов. Старик вскричал: «Я вижу!». Перед его глазами картины за окном зацвели яблони, даже старый пес вышел из будки, услышав удивительные звуки. Имя этого волшебника было Вольфганг Амадей Моцарт.
Композиция рассказа делит его на две части. Первая – тревожная, печальная, наполненная болью и горем; вторая – красивая, светлая, восторженная, жизнеутверждающая. Музыка сотворила чудо: вернула к жизни облегчила страдания умирающего человека.
На заре существования оперы увертюра имела весьма скромное назначение: призвать внимание слушателей к начинающемуся спектаклю. Пройдя длительный путь развития, увертюра стала тем, чем она является в классических оперных произведениях, — сжатым, конспективным музыкальным выражением основной идеи оперы. Поэтому в увертюре часто звучат наиболее значительные музыкальные темы оперы;
Искусство создают гении. Музыку гениального композитора можно не только слушать, но и видеть. Рассказ К. Г. Паустовского называется «Старый повар», но главными героями этого произведения являются Моцарт и его музыка.
В сторожке, стоящей в глубине сада графини Тун на окраине Вены, умирает старый повар. Перед смертью он захотел покаяться в грехах, но священников он не любил и не хотел видеть их и в свой последний час. Он попросил дочь выйти на улицу и позвать первого встречного, чтобы он выслушал его исповедь. Мария так и сделала.
Она долго прислушивалась и услышала, что вдоль ограды идет, напевая человек. Он откликнулся на ее и выслушал повара. Потом старик попросил, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии. Незнакомец спросил, что бы он еще хотел сейчас. И умирающий сказал, что он хотел бы увидеть жену, какой она была в молодости, солнце, цветущий сад. Незнакомец сел за клавесин и заиграл. Музыка была похожа на сотни ликующих голосов. Старик вскричал: «Я вижу!». Перед его глазами картины за окном зацвели яблони, даже старый пес вышел из будки, услышав удивительные звуки. Имя этого волшебника было Вольфганг Амадей Моцарт.
Композиция рассказа делит его на две части. Первая – тревожная, печальная, наполненная болью и горем; вторая – красивая, светлая, восторженная, жизнеутверждающая. Музыка сотворила чудо: вернула к жизни облегчила страдания умирающего человека.