Истоки Тверской культуры. Путешествие по музыкальному краю. Тверь – как культурный
и политический центр России. Народная музыкальная культура края: тверские скоморохи,
народные музыкальные инструменты, фольклор. Путешествие тверского купца А.Никитина в Индию и его « Хождение за три моря». М.Тверской – формирование
Государства.
Музыкальный материал: « Тропарь Святому Михаилу Тверскому» , «Кондак Святому Михаилу Тверскому», « Тропарь всем усопшим на Тверской Земле»; р.н.п. « Ой, утушка луговая», «Ельничек, да березничек» и др. Фрагмент симфонии А.П.Смелкова и оперы
Н.А. Римского – Корсакова «Садко» ( песни Варяжского и Индийского гостя)
И.А.Крылов и Тверской край. Детские годы в Твери – основа формирования его, как
баснописца и музыканта, вклад в развитие русского музыкального театра, автор статей по
вопросам музыкального искусства. Н.А.Львов, Т.А.Филиппов – собиратели русских
народных песен тверских крестьян. Биография, творческий путь.
Музыкальный материал: фрагменты произведений для скрипки, струнных квартетов;
песни из сборника Львова – Прача «Собрание русских песен с их голосами» («А мы просо
сеяли», «Во поле береза стояла» и др.); песни из сборника «40 народных песен, собранных
Т.И.Филипповым и гармонизованных Н.А.Римским - Корсаковым».
Т. И. Филиппов и М. П. Мусоргский композитору и посмертное издание его
произведений); Т.И.Филиппов и Ф.И. Шаляпин; Т. И. Филиппов и Н.А. Римский –
Корсаков ( гармонизация собранных Т.И.Филипповым); М.П.Мусоргский и Д.М. Леонова
( совместные выступления, открытие курсов сольного пения). А. С.Пушкин и Тверской
край; Н.Н Лодыженский и кружок «Могучая кучка». Е.А.Лавровская ( первая
исполнительница многих произведений П.И.Чайковского); развитие хорового пения (
храмовое пение); С. М. Майкапар ( 1901 год открытие музыкальной школы Твери);
В.В.Андреев – основатель первого оркестра русских народных инструментов.
Музыкальный материал: М. П. Мусоргский опера «Хованщина»: «Рассвет на Москве –
реке», « Речитатив Марфы»; М.И.Глинка опера «Жизнь за царя» - « Песня Вани»;
П.И.Чайковский - фрагмент оперы «Евгений Онегин»; произведения С. М. Майкапара;
произведения В.В.Андреева для народного оркестра.
Николай Гумилев, Анна Ахматова, Лев Гумилев на Бежецкой земле.Безусловно, Николай Гумилев в русской поэзии - звезда первой величины. Бежецкий край дал
Гумилеву некую глубину постижения родины, в чем-то стал поворотным в судьбе поэта.
В 1910 году Ахматова вышла замуж за друга юности, одного из талантливейших поэтов
Серебряного века Николая Гумилева. "Моя судьба стать его женой" - так называется выставка
книг и научных и школьных сочинений, открывшаяся в доме-музее семьи Гумилевых в деревне
Градницы. Среди них второй сборник стихотворений Ахматовой "Четки" (1914). В него вошли
стихотворения, написанные и в бежецком имении матери Гумилева - Слепнево.
Лев Николаевич Гумилев очень дорожил местами своего детства и юности, но он не только часто
вспоминал, как хорош и красив этот край, а связывал влияние знакомой с детства природы с
психологическим настроем человека.
А.В. и Б.А.Александровы ( дом в котором жила семья Александровых – был центром
музыкальной и культурной жизни Твери), А.В. – основатель и руководитель
Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, автор Гимна Советского
Союза ,песни «Священная война» и оперетты «Свадьба в Малиновке» и др. ; Б.А. -
продолжил дело отца; В.А. – композитор, дирижер оркестра дважды Краснознаменного
ансамбля. С.Я.Лемешев ( биография и творческий путь); А.П.Иванов; Т.Ф.Тугаринова.
Композитор Н. Н. Сидельников; В.С.Попов – организатор и руководитель Большого
детского хора Центрального и Всесоюзного радио
Музыкальные деятели современности: Ю.Н.Хохлов; С. О. Мильтонян; В. К. Филатова; Л.
В. Школяр; В. М. Кудрин; Е. А. Баев.
Тверское областное объединение композиторов: В. Н. Успенский, Ю. П. Штуко, Н. А.
Балашова, К. К. Тушинок, В. А.Котельников, А. Сумелиди. Самодеятельные композиторы:
В. В. Галанов, Г. Катрук, Л.Тимофеев, Ю. Н. Иванов, Л. Деревягина ( клубы
самодеятельной песни). Центры музыкальной культуры и улицы, названные в честь
музыкальных деятелей г. Твери, в отдельно взятой местности, где располагается ОУ.
В последней четверти XIX века, когда музыкальное искусство находилось на этапе динамичного развития, в России по аналогии с Западом стало модным к различным государственным праздникам и юбилейным датам заказывать композиторам торжественные произведения.
В мае 1880 года, Петр Ильич, решивший немного отдохнуть от композиторского труда и на время обосновавшийся в Каменке – имении своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой, получил письмо от Петра Ивановича Юргенсона. В своём послании владелец музыкально-издательской фирмы уведомил композитора, что Николай Григорьевич Рубинштейн, назначенный возглавлять музотдел Всероссийской выставки в следующем 1881 году, выразил желание заказать Петру Ильичу произведение праздничного характера. Предлагалось два варианта: первый - это увертюра, первое исполнение которой должно состояться либо на открытии выставки, либо на празднестве по случаю 25 – летней годовщины восшествия на престол Александра II. Второй вариант – это кантата ко дню освещения, построенного в Москве Храма Христа .
Петр Ильич Чайковский
В ответном письме издателю Чайковский откровенно признался, что поступившее предложение ему совершенно не нравиться. Во-первых, маэстро не любил сочинять музыку под заказ, а во-вторых, к правившему в то время императору он относился с большой антипатией, да и архитектура вновь построенного Храма композитора не вдохновляла. Разрешить данную ситуацию лишь личное письменное обращение самого Рубинштейна которого Петру Ильичу отказать не хватило духа.
Тщательно выбирая тему для своего произведения, Пётр Ильич остановился на приближающейся знаменательной дате: 70-ти летие победы России в войне с Наполеоном. Помимо того, важную роль при выборе тематики сыграл факт, что Храм Христа тоже был построен в память о героях событий 1812 года.
Работа над произведением у композитора шла довольно быстро. Возможно, его вдохновляло то, что участники войны с Наполеоном: дворяне Давыдовы и Раевские, состоявшие друг с другом в близком родстве, были обитателями поместья Каменка, где Чайковский работал над своим сочинением. Между тем, может быть потому, что на написание увертюры Петру Ильичу потребовалось совсем немного времени, им овладевали сильные сомнения относительно художественных достоинств его последнего творения. В посланиях своим друзьям он жаловался, что музыка получается очень громкой и шумной.
Объяснение:
Истоки Тверской культуры. Путешествие по музыкальному краю. Тверь – как культурный
и политический центр России. Народная музыкальная культура края: тверские скоморохи,
народные музыкальные инструменты, фольклор. Путешествие тверского купца А.Никитина в Индию и его « Хождение за три моря». М.Тверской – формирование
Государства.
Музыкальный материал: « Тропарь Святому Михаилу Тверскому» , «Кондак Святому Михаилу Тверскому», « Тропарь всем усопшим на Тверской Земле»; р.н.п. « Ой, утушка луговая», «Ельничек, да березничек» и др. Фрагмент симфонии А.П.Смелкова и оперы
Н.А. Римского – Корсакова «Садко» ( песни Варяжского и Индийского гостя)
И.А.Крылов и Тверской край. Детские годы в Твери – основа формирования его, как
баснописца и музыканта, вклад в развитие русского музыкального театра, автор статей по
вопросам музыкального искусства. Н.А.Львов, Т.А.Филиппов – собиратели русских
народных песен тверских крестьян. Биография, творческий путь.
Музыкальный материал: фрагменты произведений для скрипки, струнных квартетов;
песни из сборника Львова – Прача «Собрание русских песен с их голосами» («А мы просо
сеяли», «Во поле береза стояла» и др.); песни из сборника «40 народных песен, собранных
Т.И.Филипповым и гармонизованных Н.А.Римским - Корсаковым».
Т. И. Филиппов и М. П. Мусоргский композитору и посмертное издание его
произведений); Т.И.Филиппов и Ф.И. Шаляпин; Т. И. Филиппов и Н.А. Римский –
Корсаков ( гармонизация собранных Т.И.Филипповым); М.П.Мусоргский и Д.М. Леонова
( совместные выступления, открытие курсов сольного пения). А. С.Пушкин и Тверской
край; Н.Н Лодыженский и кружок «Могучая кучка». Е.А.Лавровская ( первая
исполнительница многих произведений П.И.Чайковского); развитие хорового пения (
храмовое пение); С. М. Майкапар ( 1901 год открытие музыкальной школы Твери);
В.В.Андреев – основатель первого оркестра русских народных инструментов.
Музыкальный материал: М. П. Мусоргский опера «Хованщина»: «Рассвет на Москве –
реке», « Речитатив Марфы»; М.И.Глинка опера «Жизнь за царя» - « Песня Вани»;
П.И.Чайковский - фрагмент оперы «Евгений Онегин»; произведения С. М. Майкапара;
произведения В.В.Андреева для народного оркестра.
Николай Гумилев, Анна Ахматова, Лев Гумилев на Бежецкой земле.Безусловно, Николай Гумилев в русской поэзии - звезда первой величины. Бежецкий край дал
Гумилеву некую глубину постижения родины, в чем-то стал поворотным в судьбе поэта.
В 1910 году Ахматова вышла замуж за друга юности, одного из талантливейших поэтов
Серебряного века Николая Гумилева. "Моя судьба стать его женой" - так называется выставка
книг и научных и школьных сочинений, открывшаяся в доме-музее семьи Гумилевых в деревне
Градницы. Среди них второй сборник стихотворений Ахматовой "Четки" (1914). В него вошли
стихотворения, написанные и в бежецком имении матери Гумилева - Слепнево.
Лев Николаевич Гумилев очень дорожил местами своего детства и юности, но он не только часто
вспоминал, как хорош и красив этот край, а связывал влияние знакомой с детства природы с
психологическим настроем человека.
А.В. и Б.А.Александровы ( дом в котором жила семья Александровых – был центром
музыкальной и культурной жизни Твери), А.В. – основатель и руководитель
Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, автор Гимна Советского
Союза ,песни «Священная война» и оперетты «Свадьба в Малиновке» и др. ; Б.А. -
продолжил дело отца; В.А. – композитор, дирижер оркестра дважды Краснознаменного
ансамбля. С.Я.Лемешев ( биография и творческий путь); А.П.Иванов; Т.Ф.Тугаринова.
Композитор Н. Н. Сидельников; В.С.Попов – организатор и руководитель Большого
детского хора Центрального и Всесоюзного радио
Музыкальные деятели современности: Ю.Н.Хохлов; С. О. Мильтонян; В. К. Филатова; Л.
В. Школяр; В. М. Кудрин; Е. А. Баев.
Тверское областное объединение композиторов: В. Н. Успенский, Ю. П. Штуко, Н. А.
Балашова, К. К. Тушинок, В. А.Котельников, А. Сумелиди. Самодеятельные композиторы:
В. В. Галанов, Г. Катрук, Л.Тимофеев, Ю. Н. Иванов, Л. Деревягина ( клубы
самодеятельной песни). Центры музыкальной культуры и улицы, названные в честь
музыкальных деятелей г. Твери, в отдельно взятой местности, где располагается ОУ.
Музыкальный фольклор.
В последней четверти XIX века, когда музыкальное искусство находилось на этапе динамичного развития, в России по аналогии с Западом стало модным к различным государственным праздникам и юбилейным датам заказывать композиторам торжественные произведения.
В мае 1880 года, Петр Ильич, решивший немного отдохнуть от композиторского труда и на время обосновавшийся в Каменке – имении своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой, получил письмо от Петра Ивановича Юргенсона. В своём послании владелец музыкально-издательской фирмы уведомил композитора, что Николай Григорьевич Рубинштейн, назначенный возглавлять музотдел Всероссийской выставки в следующем 1881 году, выразил желание заказать Петру Ильичу произведение праздничного характера. Предлагалось два варианта: первый - это увертюра, первое исполнение которой должно состояться либо на открытии выставки, либо на празднестве по случаю 25 – летней годовщины восшествия на престол Александра II. Второй вариант – это кантата ко дню освещения, построенного в Москве Храма Христа .
Петр Ильич Чайковский
В ответном письме издателю Чайковский откровенно признался, что поступившее предложение ему совершенно не нравиться. Во-первых, маэстро не любил сочинять музыку под заказ, а во-вторых, к правившему в то время императору он относился с большой антипатией, да и архитектура вновь построенного Храма композитора не вдохновляла. Разрешить данную ситуацию лишь личное письменное обращение самого Рубинштейна которого Петру Ильичу отказать не хватило духа.
Тщательно выбирая тему для своего произведения, Пётр Ильич остановился на приближающейся знаменательной дате: 70-ти летие победы России в войне с Наполеоном. Помимо того, важную роль при выборе тематики сыграл факт, что Храм Христа тоже был построен в память о героях событий 1812 года.
Работа над произведением у композитора шла довольно быстро. Возможно, его вдохновляло то, что участники войны с Наполеоном: дворяне Давыдовы и Раевские, состоявшие друг с другом в близком родстве, были обитателями поместья Каменка, где Чайковский работал над своим сочинением. Между тем, может быть потому, что на написание увертюры Петру Ильичу потребовалось совсем немного времени, им овладевали сильные сомнения относительно художественных достоинств его последнего творения. В посланиях своим друзьям он жаловался, что музыка получается очень громкой и шумной.