Контрольні питання до теми «Вокальна творчість Ф. Шуберта» Назвіть кращі вокальні твори Ф. Шуберта різних жанрів (окрім вок. циклів) Дайте характеристику пісні «Форель» (образ, характер, засоби виразності , поет) Які почуття викликала вокально-інструментальна балада «Лісовий цар»? Перелічіть розділи, героїв та особливості їх характеристики. Назвіть прийом у фортепіанній партії, що сприяє єдності всієї розповіді в баладі Прийом витриманого ритму та фактури в мілкому ритмі зображує …..в романсі на слова ….., героєм якого є дівчина .В якій формі він написаний, виходячи із змісту? Що таке вокальний цикл? Які риси для нього характерні? Підкресліть назви вок. циклів Ф.Шуберта в переліку: А) «Лісова дівчина»; Б) «Прекрасна мельничка»; В) «Петер Шмоль»; Г) «Лебедина пісня»; Д) «Зимовий шлях» ? На слова яких поетів написані кращі вок. твори та цикли Ф.Шуберта? Яка ідея розкривається в циклі «Прекрасна мельничка»? Назвіть героїв вок. циклу Для якого голосу написаний цикл? Дайте характеристику пісень «В дорогу», «Моя», «Мисливець», «Мельник і струмок», «Колискова струмка». До яких розділів вони відносяться та що про це свідчить? У яких піснях зустрічається образ струмка, та як він змінюється протягом циклу? У творі «Зимовий шлях» міститься ….. пісень на слова…… Його героєм : - залишається юнак із циклу «Прекрасна мельничка»; - стає інший персонаж? Чому композитор назвав пісні циклу «жахливими»? Який новий тип мелодики з’являється в піснях циклу у зв’язку із змістом? Дайте характеристику пісень «Весняний сон» та «Шарманщик» В чому відмінність вок. циклу та збірки? Наведіть приклад Яким постає герой в «Лебединій пісні», та які ще образи зустрічаються в цих піснях?
• «Полёт шмеля» - эта композиция в оркестровой партитуре наименования не имеет. Только после выхода на сцену в качестве самостоятельного концертного произведения миниатюра получила своё нынешнее название.
•В опере интермедия, изображающая полёт шмеля, включает в себя 113 тактов и звучит всего одну минуту четырнадцать секунд. Её темп настолько высокий, что скрипачи обычно делят партию на небольшие отрывки и исполняют их по очереди.
•«Полёт шмеля» вошёл в книгу рекордов Гиннесса, как самое быстро исполняемое произведение на скрипке. Основной трудностью при исполнении произведения на данном инструменте является сложность слишком энергичного движения смычком, а это требует от скрипача большого навыка. Рекорд исполнения композиции в 2010 году поставил скрипач из Англии Оливер Льюис: он сыграл её за 1 минуту и 3 секунды.
•Режиссёры любят вставлять музыку «Полёта шмеля» в саундтреки своих фильмов. Перечислить все киноленты невозможно, их очень много, но вот некоторые их них: «Блеск» (1996), «Казино» (1995), «Убийства на радио» (1994), «Каратэ-пацан» (2010), «Летний дворец» (2006).
•В анимации «Полёт шмеля» можно услышать в таких популярных фильмах как «Симпсоны», «Приключения ежа Соника», «Финес и Ферб», а также диснеевских: «Фантазия» и «Время мелодий».
•Музыка «Полёта шмеля» очень активно используется не только в художественных, анимационных и документальных фильмах, но и в сериалах, телевизионных шоу, рекламных роликах и компьютерных играх, таких как «Aero the Acro-Bat», «Crash Twinsanity» и «Hitman 2».
•Одним из первых фортепианную версию «Полёта шмеля» представил слушателям Сергей Васильевич Рахманинов. Помимо этого, свой интересный виртуозный вариант композиции для исполнения на фортепиано создал венгерско-французский пианист Дьёрдь Цифра.
инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония)
вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).
обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей;
массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, , гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;
концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;
театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.