Пьеса «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии» — центральное произведение Александра Пушкина о музыке и музыкантах. Поэт упоминает в ней плеяду композиторов XVIII столетия — Глюка, Пиччини, Гайдна. Реальные музыкальные произведения в трагедии — Реквием Моцарта, его опера «Дон Жуан» и ария «Voi che sapete» из «Свадьбы Фигаро». А вот «безделицу», о которой Моцарт рассказывает Сальери, Пушкин, скорее всего, придумал сам.
Интересовался поэт и народной музыкой: во время ссылки в селе Михайловском и в поездке по Оренбуржью он записал 60 народных песен. Некоторые из них он потом включил в свои произведения. Например, в драме «Русалка» хор исполняет подлинную свадебную песню «Сватушка». В трагедии «Борис Годунов» монах-бродяга Варлаам, по ремарке Пушкина, поет «Как во городе было во Казани». В 1869 году, работая над оперой «Борис Годунов», Модест Мусоргский разыскивал эту песню и нашел текст о взятии Иваном Грозным Казани, который в переработанном виде и включил в оперу. Однако советский литературовед Григорий Винокур установил, что Пушкин имел в виду другую песню, рассказывающую о монахе.
Мы привыкли к словам «легкая» и «серьезная». А вот попробуйте ответить на вопрос: что такое «легкая» и что такое музыка «серьезная»? Наверное не так уж просто ответить на этот совсем непростой вопрос. Давайте попытаемся вместе. Мы знаем, что музыка, литература и все другие искусства неотделимы от жизни человека и являются важной ее частью. Потому в искусстве отражается все, чем живет человек. А из чего состоит человеческая жизнь? Что в ней главное – «серьезное» или «легкое»? Ну конечно же серьезное: неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства, верная дружба и чистая любовь, большая радость и большие печали, события, вторгающиеся в жизнь человека, борьба за свободу и справедливость, борьба за мир… Вот это все и служит источником большого серьезного искусства, его содержанием и смыслом. Но есть все-таки в жизни человека и другая сторона: улыбка и смех, шутка и веселье, есть отдых и развлечение, есть желание потанцевать, побаловаться, побалагурить. Вот тут и возникает легкое искусство: юмористические рисунки, забавные рассказы и веселые стихи, развлекательные пьесы, кинофильмы, эстрадные представления. Возникает и «легкая» музыка. Ни одно другое искусство не занимает такого большого места в играх и развлечениях, во все часы досуга, как музыка. Она становится незаменимым другом, когда мы хотим развлечься после утомивших нас дел, повеселиться на дружеской вечеринке и т.д. Без музыки мы не можем ни потанцевать, ни попеть. Музыка создает особо праздничную атмосферу: зимой на катке, летом на спортивной площадке и т.д. Во всех этих случаях музыка безраздельно господствует над всеми другими искусствами. Но всякая ли музыка окажется здесь на первом месте? Вот захотелось потанцевать – для этого нужна специальная «танцевальная» музыка. Тут ни Бах, ни Бетховен, ни Чайковский не , как бы мы не любили их музыку и как бы не восхищались ею. В балетных и оперных спектаклях на эту музыку ставят прекрасные танцы, но это не те танцы, которые мы с вами сегодня танцуем.
Объяснение:
Пьеса «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии» — центральное произведение Александра Пушкина о музыке и музыкантах. Поэт упоминает в ней плеяду композиторов XVIII столетия — Глюка, Пиччини, Гайдна. Реальные музыкальные произведения в трагедии — Реквием Моцарта, его опера «Дон Жуан» и ария «Voi che sapete» из «Свадьбы Фигаро». А вот «безделицу», о которой Моцарт рассказывает Сальери, Пушкин, скорее всего, придумал сам.
Интересовался поэт и народной музыкой: во время ссылки в селе Михайловском и в поездке по Оренбуржью он записал 60 народных песен. Некоторые из них он потом включил в свои произведения. Например, в драме «Русалка» хор исполняет подлинную свадебную песню «Сватушка». В трагедии «Борис Годунов» монах-бродяга Варлаам, по ремарке Пушкина, поет «Как во городе было во Казани». В 1869 году, работая над оперой «Борис Годунов», Модест Мусоргский разыскивал эту песню и нашел текст о взятии Иваном Грозным Казани, который в переработанном виде и включил в оперу. Однако советский литературовед Григорий Винокур установил, что Пушкин имел в виду другую песню, рассказывающую о монахе.
Мы привыкли к словам «легкая» и «серьезная». А вот попробуйте ответить на вопрос: что такое «легкая» и что такое музыка «серьезная»? Наверное не так уж просто ответить на этот совсем непростой вопрос. Давайте попытаемся вместе.
Мы знаем, что музыка, литература и все другие искусства неотделимы от жизни человека и являются важной ее частью. Потому в искусстве отражается все, чем живет человек. А из чего состоит человеческая жизнь? Что в ней главное – «серьезное» или «легкое»? Ну конечно же серьезное: неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства, верная дружба и чистая любовь, большая радость и большие печали, события, вторгающиеся в жизнь человека, борьба за свободу и справедливость, борьба за мир… Вот это все и служит источником большого серьезного искусства, его содержанием и смыслом.
Но есть все-таки в жизни человека и другая сторона: улыбка и смех, шутка и веселье, есть отдых и развлечение, есть желание потанцевать, побаловаться, побалагурить. Вот тут и возникает легкое искусство: юмористические рисунки, забавные рассказы и веселые стихи, развлекательные пьесы, кинофильмы, эстрадные представления. Возникает и «легкая» музыка. Ни одно другое искусство не занимает такого большого места в играх и развлечениях, во все часы досуга, как музыка. Она становится незаменимым другом, когда мы хотим развлечься после утомивших нас дел, повеселиться на дружеской вечеринке и т.д.
Без музыки мы не можем ни потанцевать, ни попеть. Музыка создает особо праздничную атмосферу: зимой на катке, летом на спортивной площадке и т.д. Во всех этих случаях музыка безраздельно господствует над всеми другими искусствами. Но всякая ли музыка окажется здесь на первом месте? Вот захотелось потанцевать – для этого нужна специальная «танцевальная» музыка. Тут ни Бах, ни Бетховен, ни Чайковский не , как бы мы не любили их музыку и как бы не восхищались ею. В балетных и оперных спектаклях на эту музыку ставят прекрасные танцы, но это не те танцы, которые мы с вами сегодня танцуем.