Этот этюд часто называют "революционным", так как он написан под впечатлением трагических событий польского восстания против русского царизма в 1831г.
Этот прекрасный этюд очень театрален, и в связи с ним вспоминаются слова Ромена Роллана о театральности "Патетической" сонаты Бетховена.
В начале этюда гирлянда из трех мощных ниспадающих пассажей, чередующихся с взлетающими фанфарами, как бы раздвигает занавес, и начинается действие. Мы слышим пламенные патетические призывы на фоне бурлящего моря нижнего регистра фортепьяно. Волны этого моря напоминают нам складки знамени, развевающегося в руках женщины - символа свободы на картине близкого друга Шопена французского художника Эжена Делакруа "Свобода на баррикадах". Потом эти три ниспадающих пассажа с фанфарами, рвущимися вверх в еще более остром эмоциональном напряжении, снова звучат в начале репризы, как будто перед последним решающим актом драмы...
После репризы, в конце затихающей, замирающей коды, рисующей как бы истаивающие, расплывающиеся образы бурных событий, рождается последний мощный ниспадающий пассаж в торжествующем мажоре, окрашивающем заключение этого трагического этюда в победно-оптимистические тона.
Сейчас мы уже скептически относимся к революциям и восстаниям, знаем, что они приходят и уходят, из хороших становятся плохими. И, как писал Борис Пастернак,
"Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей -нибудь."
Много воды утекло с тех пор, много воды... Мир изменился. Но выраженные гениальной музыкой Шопена трепет человеческого сердца, пламенный темперамент, боль, отчаянье, гнев, скорбь, остались, и мы ощущаем их, несмотря на весь наш скептицизм, даже через лет. Такова волшебная сила этой музыки, музыки Фредерика Шопена.
Одно из самых замечательных симфонических произведений К. Дебюсси - «Море» - три симфонических эскиза: «От зари до полудня на море» , «Игра волн» , «Разговор ветра с морем». В этих симфонических эскизах старшеклассники смогут увидеть восторженное пантеистическое чувство, которое пронизывает это произведение и придаёт ему особую привлекательность. К. Дебюсси тяготел к жанру симфонических картин. И однажды создал крупное циклическое произведение, единое, различно воплощающееся в каждой из трех частей. Над симфоническими этюдами «Море» композитор работал в 1903-1905г. г. Это произведение он посвятил своей жене. Оно навеяно реальными впечатлениями от Средиземного моря, от Атлантики, на побережье которой К. Дебюсси проводил летние месяцы. В данном триптихе композитор запечатлел три состояния стихии: дремлющую морскую гладь в утреннем тумане и миг, когда на её поверхность упадут лучи солнца в полдень; восхитительную игру волн и бликов света, и наконец, в сумерках - извечную борьбу моря с неукротимым ветром. После вступительного слова педагог предлагает произведение и подумать над во насколько выразительно в музыке передан характер музыкальных образов и какими средствами композитор пользуется для его создания. Когда учащиеся познакомятся с симфоническими эскизами «Море» следует важное место отвести анализу произведения, так как он играет большую роль в воспитании эмоциональной отзывчивости. Если услышанное произведение осталось непонятным, то в процессе разбора создаются возможности привлечь внимание к его содержанию, раскрывая выразительность художественных образов, музыкального языка. Во учащимся после Каким было представлено море в этом произведении? Какими средствами выразительности композитор воплощает многогранность моря? Что сближает это произведение с живописью? После диалога с учащимися педагогу следует подвести итог беседы. Важно отметить, что в «Море» образы достаточно конкретны, образы природы воспринимаются слушателями не только сквозь призму ощущений художника, но и посредством очень выразительной и точной звукописи. В своей музыке композитор задался целью выразить не только взволнованное чувство человека, созерцающего величие природы, но и воплотить три элемента - шум моря, движение волн и изменчивые краски морской воды, отражающей небо. Первая картина «Море от зари до полудня» передает впечатление игры переливания красок воды и неба. Вторая картина напоминает движение танца - «Игра волн» - посвящена изображению стихии движения. В последней картине - «Диалог ветра с морем» - воплощение энергии шумов разбушевавшейся стихии. Все три части связаны внутренним единством замысла и приемов развития материала. К. Дебюсси сосредоточил свое внимание на разнообразной игре красок и форм изменчивой водной стихии, в чем проявилась импрессионистическая сущность его искусства. «Море» принадлежит к числу произведений картинного, живописного симфонического жанра, причем в типично импрессионистическом понимании картинности. Далее учитель обращает внимание учеников на то, что многие композиторы тоже воплощали в своих произведениях морские пейзажи, и предлагает вспомнить музыкальные произведения, в которых были созданы образы водной стихии: Сюита «Шехеразада» , Вступление к опере «Садко» , «Песня Варяжского гостя» Н. Римского-Корсакова, оркестровая фантазия А. Глазунова «Море» и т. д.
Объяснение:
Этот этюд часто называют "революционным", так как он написан под впечатлением трагических событий польского восстания против русского царизма в 1831г.
Этот прекрасный этюд очень театрален, и в связи с ним вспоминаются слова Ромена Роллана о театральности "Патетической" сонаты Бетховена.
В начале этюда гирлянда из трех мощных ниспадающих пассажей, чередующихся с взлетающими фанфарами, как бы раздвигает занавес, и начинается действие. Мы слышим пламенные патетические призывы на фоне бурлящего моря нижнего регистра фортепьяно. Волны этого моря напоминают нам складки знамени, развевающегося в руках женщины - символа свободы на картине близкого друга Шопена французского художника Эжена Делакруа "Свобода на баррикадах". Потом эти три ниспадающих пассажа с фанфарами, рвущимися вверх в еще более остром эмоциональном напряжении, снова звучат в начале репризы, как будто перед последним решающим актом драмы...
После репризы, в конце затихающей, замирающей коды, рисующей как бы истаивающие, расплывающиеся образы бурных событий, рождается последний мощный ниспадающий пассаж в торжествующем мажоре, окрашивающем заключение этого трагического этюда в победно-оптимистические тона.
Сейчас мы уже скептически относимся к революциям и восстаниям, знаем, что они приходят и уходят, из хороших становятся плохими. И, как писал Борис Пастернак,
"Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей -нибудь."
Много воды утекло с тех пор, много воды... Мир изменился. Но выраженные гениальной музыкой Шопена трепет человеческого сердца, пламенный темперамент, боль, отчаянье, гнев, скорбь, остались, и мы ощущаем их, несмотря на весь наш скептицизм, даже через лет. Такова волшебная сила этой музыки, музыки Фредерика Шопена.
Объяснение:
Одно из самых замечательных симфонических произведений К. Дебюсси - «Море» - три симфонических эскиза: «От зари до полудня на море» , «Игра волн» , «Разговор ветра с морем». В этих симфонических эскизах старшеклассники смогут увидеть восторженное пантеистическое чувство, которое пронизывает это произведение и придаёт ему особую привлекательность. К. Дебюсси тяготел к жанру симфонических картин. И однажды создал крупное циклическое произведение, единое, различно воплощающееся в каждой из трех частей. Над симфоническими этюдами «Море» композитор работал в 1903-1905г. г. Это произведение он посвятил своей жене. Оно навеяно реальными впечатлениями от Средиземного моря, от Атлантики, на побережье которой К. Дебюсси проводил летние месяцы. В данном триптихе композитор запечатлел три состояния стихии: дремлющую морскую гладь в утреннем тумане и миг, когда на её поверхность упадут лучи солнца в полдень; восхитительную игру волн и бликов света, и наконец, в сумерках - извечную борьбу моря с неукротимым ветром. После вступительного слова педагог предлагает произведение и подумать над во насколько выразительно в музыке передан характер музыкальных образов и какими средствами композитор пользуется для его создания. Когда учащиеся познакомятся с симфоническими эскизами «Море» следует важное место отвести анализу произведения, так как он играет большую роль в воспитании эмоциональной отзывчивости. Если услышанное произведение осталось непонятным, то в процессе разбора создаются возможности привлечь внимание к его содержанию, раскрывая выразительность художественных образов, музыкального языка. Во учащимся после Каким было представлено море в этом произведении? Какими средствами выразительности композитор воплощает многогранность моря? Что сближает это произведение с живописью? После диалога с учащимися педагогу следует подвести итог беседы. Важно отметить, что в «Море» образы достаточно конкретны, образы природы воспринимаются слушателями не только сквозь призму ощущений художника, но и посредством очень выразительной и точной звукописи. В своей музыке композитор задался целью выразить не только взволнованное чувство человека, созерцающего величие природы, но и воплотить три элемента - шум моря, движение волн и изменчивые краски морской воды, отражающей небо. Первая картина «Море от зари до полудня» передает впечатление игры переливания красок воды и неба. Вторая картина напоминает движение танца - «Игра волн» - посвящена изображению стихии движения. В последней картине - «Диалог ветра с морем» - воплощение энергии шумов разбушевавшейся стихии. Все три части связаны внутренним единством замысла и приемов развития материала. К. Дебюсси сосредоточил свое внимание на разнообразной игре красок и форм изменчивой водной стихии, в чем проявилась импрессионистическая сущность его искусства. «Море» принадлежит к числу произведений картинного, живописного симфонического жанра, причем в типично импрессионистическом понимании картинности. Далее учитель обращает внимание учеников на то, что многие композиторы тоже воплощали в своих произведениях морские пейзажи, и предлагает вспомнить музыкальные произведения, в которых были созданы образы водной стихии: Сюита «Шехеразада» , Вступление к опере «Садко» , «Песня Варяжского гостя» Н. Римского-Корсакова, оркестровая фантазия А. Глазунова «Море» и т. д.