Мир образов вокальной и инструментальной музыки Вопрос № 1
К вокальной музыке не относится:
сольное пение
пение в ансамбле
пение в хоре
игра на различных инструментах
Вопрос № 2
Что такое романс?
Лирическая пьеса для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.
Несколько пьес, разных по характеру.
Оркестровое вступление.
Вопрос № 3
Автор музыки романса "Красный сарафан"
М. Глинка
А. Варламов
С. Рахманинов
Вопрос № 4
Какой женщине М. Глинка посвятил свой самый известный романс?
Екатерине Керн
Наталье Гончаровой
Всем женщинам
Вопрос № 5
Композитор, автор музыки романса "Сирень"
С. Рахманинов
П. Чайковский
М. Мусоргский
М. Глинка
Вопрос № 7
Бельканто в переводе с итальянского означает:
прекрасное пение
вокальное исполнение
браво
Вопрос № 8
Композитор, написавший вокальную «Лесной царь»?
П. Чайковский
М. Мусоргский
Ф. Щуберт
Вопрос № 9
Кто такие скоморохи?
Странствующие актеры, певцы, музыканты
Придворные музыканты
o Оперные певцы
\
- В одном из самых музыкальных городов мира - Вене - есть памятник: над не иссякающей струёй воды стоит человек с волынкой в руках. Это памятник песне. Для начала давайте разберёмся, что же такое волынка.
На доске прикреплены магнитом две картинки, на одной изображён волынщик с волынкой, на другой просто волынка (или смотрим слайды презентации).
- Волынка - духовой музыкальный инструмент, очень своеобразный. У разных народов волынка имеет различные названия. В Польше её называют «коза», по внешнему виду инструмента, так как это надутый воздухом продолговатый мешок, подобный телу козы, из которого словно ноги торчат длинные трубки. Инструмент этот сложный. Манипулируя трубками, вдувая в волынку воздух, музыкант умудряется одновременно извлекать тянущиеся низкие и подвижные звуки.
На волынке играют обычно на открытом воздухе, так как звук её сильный, пронзительный. Ею сопровождают исполнение народных танцев. Издавна знали его у нас в России под названием дуды. Дудой, или козой назывался он на Украине, в Белоруссии; в Грузии - это ствири; в Армении - паркабзук и т.д.
Ну, а теперь о памятнике, посвящённом песне, нам поведают ваши одноклассники.
Первый учащийся. Давным-давно жил в Вене весельчак, который был известен благодаря своим песням, многие из которых сочинял прямо на ходу... Он был своего рода символом радости и веселья. Но однажды в страну пришла страшная болезнь - чума, которая уносила жизни людей, так что вымирали целые улицы и даже города. Приуныли жители Вены. И только Августин по-прежнему появлялся то там, то здесь со своим немудреным инструментом, и повсюду задорно звучала волынка, словно бросая вызов смерти. Он подбадривал горожан, а они смотрели на него с удивлением: неужели он не боится смерти?
Как-то раз усталый Августин, возвращаясь домой ночью, забрёл на окраину города. Он долго блуждал в темноте, совершенно выбился из сил и мечтал только о том, чтобы немного поспать, засыпая прямо на ходу от усталости. Проплёлся Августин по каким-то оврагам и колдобинам и вдруг, споткнувшись, свалился в яму. «Яма - так яма,- подумал он.
- Чем не место для сна, главное - ветер не дует». И проспал Августин в ней мирно и тихо до самого утра.
Второй учащийся. А утром он вдруг обнаружил, что попал на кладбище и провёл ночь в общей могиле для бедняков, сраженных болезнью. Августин выбрался из ямы, стряхнул с волынки землю и направился в город. А по дороге он сочинил песню, в которой говорилось о том, что сегодня ночью он повстречался со Смертью и победил её.
Он пел эту песню повсюду, и жители гибнущего города с восторгом и надеждой слушали его, веря, что песня может человека от гибели.
Вместе с Августином эту песню запела вся Вена. И, в конце концов, страшная болезнь отступила перед жизнелюбивыми венцами, поющими наперекор смерти. С жизнерадостными и сильными людьми ей и впрямь справиться труднее, чем с людьми слабовольными.
А Августин с тех пор стал народным любимцем и героем. Стоит на площади памятник Августину и звучит по сей день весёлая песенка-вальс «Ах, мой милый Августин». Но, конечно, лучший памятник песне - она сама, её звучание сегодня и всегда.
История возникновения и развития балета
Балет — искусство довольно молодое, ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Корни любого вида искусства следует искать в народном творчестве, и балет не является исключением из общего правила. Начавшись с игровых («Перепляс», «А мы просо сеяли» и др.) и культовых танцев (хоровод), балет развивал свои эстетические каноны в ходе истории.
Так, в VIII–IX веках на Руси появились первые танцоры-профессионалы — скоморохи. В Московском государстве в скоморохи стали принимть не только мужчин, но и женщин. В XV–XVI вв. танцевальные представления в масках («машкарах») поражали воображение иностранных путешественников.
Балет в современном понимании этого слова появился в Италии в XVI столетии. В то время хореографические сценки входили в виде эпизода в музыкальное представление или оперу. Позже, уже во Франции, балет получает развитие как особое пышное придворное действо.